Внимание потребителя
Заметим: во всякой предметной деятельности человека именно установка на концентрацию внимания — важнейший психологический фактор эффективности процесса информационного взаимодействия. Д. Н. Узнадзе полагает, что установка напрямую связана с вниманием. Внутренне она и выражает собой состояние психологической концентрации человека.
Изучая внимания, П. Я. Гальперин говорит о внимании как о функции психического контроля, формирующегося из внешнего контроля за предметным содержанием.
Для любого канала информации важно привлечь к себе внимание аудитории, чтобы затем предложить соответствующую ее интересам информацию. Речь идет о формировании у потребителя так называемого произвольного внимания, т. е. внимания планомерного, сосредоточенного на поиске необходимой информации в данном СМИ.
Заметим, что непроизвольное внимание тоже выполняет функцию контроля, но в этом случае контролируется то, что само бросается в глаза.
Внимание аудитории, сосредоточенное вначале на источнике, а затем на самой информации, выступает условием ее последующего восприятия и понимания (в том числе осмысления как понимания знаковых объектов).
Усвоение информации происходит посредством сложного психологического механизма, совершенство которого зависит:
- от уровня знаний и объема опыта человека;
- его общей и информационной культуры;
- взглядов и убеждений;
- желаний;
- настроений т. п.
Как отмечено ранее, существенное влияние на потребление информации оказывают психологические установки человека, его предрасположенность к тому или иному сообщению, к восприятию факта, события или явления. В процессе «воздействие — восприятие» срабатывает уже имеющаяся в сознании человека система идеалов, взглядов, образов, представлений. Поэтому встреча вновь генерируемой информации с уже имеющейся информацией внутренней, базовой, соприкосновение первой со второй порождает сложнейший психический процесс информационного взаимодействия личности с контентом массовой информации, или массовой аудитории в целом со СМИ.
Как писал А. А. Ухтомский, «бесценные вещи и бесценные области ре-ального бытия проходят мимо наших ушей и наших глаз, если не подготовлены уши, чтобы слушать, и не подготовлены гла-за, чтобы видеть, то есть если наша деятельность и поведение направлены в другие стороны».
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу