Внимание потребителя

Заметим: во всякой предметной деятельности человека именно установка на концентрацию внимания — важнейший психологический фактор эффективности процесса информационного взаимодействия. Д. Н. Узнадзе полагает, что установка напрямую связана с вниманием. Внутренне она и выражает собой состояние психологической концентрации человека.

Ученый-психолог П. Я. Гальперин также считал внимание моментом ориентировочно-исследовательской деятельности человека. Внимание есть особое психологическое действие, представляющее собой контроль содержания образа, мысли либо другого феномена, имеющегося в данный момент времени в психике человека.

Изучая внимания, П. Я. Гальперин говорит о внимании как о функции психического контроля, формирующегося из внешнего контроля за предметным содержанием.

Внимание потребителя как фактор, предшествующий информационному контакту со СМИ, во многом определяет восприятие информации и имеет важное психологическое значение. Внимание как бы «упорядочивает» (выстраивает) механизм информационного взаимодействия, оно обусловлено информационными интересами потребителя.

Для любого канала информации важно привлечь к себе внимание аудитории, чтобы затем предложить соответствующую ее интересам информацию. Речь идет о формировании у потребителя так называемого произвольного внимания, т. е. внимания планомерного, сосредоточенного на поиске необходимой информации в данном СМИ.

Интересно
Наличие такого внимания позволяет, например, редакции СМИ заранее контролировать и направлять потребителя, вызывать интерес к печатному изданию, телепрограмме или радиопередаче, а в целом — формировать у него своеобразную модель информационного ожидания. Модель предоставляет возможность потребителю свободно ориентироваться в контенте периодической печати, телевидения и радиовещания, предварительно знать, где и когда найти нужную информацию.

Заметим, что непроизвольное внимание тоже выполняет функцию контроля, но в этом случае контролируется то, что само бросается в глаза.

В печатном тексте это тематические рубрики, нестандартный заголовок или необычная форма подачи материала; в теле- и радиоконтенте данная задача частично решается посредством предварительной публикации в газетах сведений о программах вещания, а также анонсированием телепередач.

Внимание аудитории, сосредоточенное вначале на источнике, а затем на самой информации, выступает условием ее последующего восприятия и понимания (в том числе осмысления как понимания знаковых объектов).

Усвоение информации происходит посредством сложного психологического механизма, совершенство которого зависит:

  • от уровня знаний и объема опыта человека;
  • его общей и информационной культуры;
  • взглядов и убеждений;
  • желаний;
  • настроений т. п.

Как отмечено ранее, существенное влияние на потребление информации оказывают психологические установки человека, его предрасположенность к тому или иному сообщению, к восприятию факта, события или явления. В процессе «воздействие — восприятие» срабатывает уже имеющаяся в сознании человека система идеалов, взглядов, образов, представлений. Поэтому встреча вновь генерируемой информации с уже имеющейся информацией внутренней, базовой, соприкосновение первой со второй порождает сложнейший психический процесс информационного взаимодействия личности с контентом массовой информации, или массовой аудитории в целом со СМИ.

Эффективность воздействия СМИ обусловлена всей системой социально-психологических установок человека, сформированной в процессе его воспитания и образования, а также в реальных обстоятельствах жизнедеятельности. Механизм данного процесса сложен и многогранен.

Как писал А. А. Ухтомский, «бесценные вещи и бесценные области ре-ального бытия проходят мимо наших ушей и наших глаз, если не подготовлены уши, чтобы слушать, и не подготовлены гла-за, чтобы видеть, то есть если наша деятельность и поведение направлены в другие стороны».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)