Внешние пространственные ресурсы

Важнейшим фактором выбора места размещения организации сферы услуг является способ доставки услуги. В свою очередь, можно выделить основные условия, определяющие принятие решения в данной области: степень контактности обслуживающего персонала и потребителей; соотношение затрат на оплату труда и капитальных затрат, степень индивидуализации производства и степень регулярности потребления услуги.

В зависимости от степени проявления этих критериев и, соответственно, выбора способа доставки используют два основных подхода к выбору места размещения производства услуг:

  1. Ориентированный на поиск в системе координат «удобств» потребителя в случае организации потребления услуги по месту производства, когда «потребитель идёт к организации-производителю услуги».
  2. Ориентированный на поиск в системе координат издержек производителя в случае организации производства по месту потребления, когда «организация-производитель «идёт» к потребителю».

Используя приведённые выше критерии, можно сформулировать некоторые реализуемые на практике «руководства» к принятию решений по местоположению:

  • Высокий уровень контактности при производстве является мощным аргументом в пользу организации потребления услуги по месту производства, иначе: потребитель должен «идти» к организации-производителю.
  • Высокая доля капитальных затрат (чем выше, тем в большей степени) также является аргументом в пользу стабильности места производителя и мобильности потребителя (потребитель «идёт» к организации).
  • Степень индивидуализации действует в трёх направлениях: с одной стороны, недифференцированные услуги для массового потребителя служат весомым доводом для организации потребления услуги по месту производства, с другой стороны, при названном способе доставки услуги, чем выше индивидуализация (вплоть до уникальности), тем шире границы территориальной доступности для потребителя. С третьей стороны, высокая степень индивидуализации может служить аргументом в пользу организации производства по месту потребления (организация «идёт» к потребителю).
  • Степень регулярности потребления услуги влияет на границы зоны обслуживания: чем выше степень регулярности их потребления, тем «уже» границы территориальной доступности для потребителя.

На выбор местоположения значительной части организаций сферы услуг – той, что по характеру услуг и организации их производства вынуждена ориентироваться на близость месторасположения в системе координат потребителя, оказывают влияние три базовых фактора:

  • транспортная доступность;
  • ассортимент (выбор);
  • цена товаров и услуг.

Их действие взаимосвязано, из чего следует, что транспортная доступность может и должна не только оцениваться, но и формироваться. Так, наличие уникальных предложений как по составу (комплексу) предоставляемых товаров и услуг, так и их отдельных составляющих (например, наличие зоны развлечений) позволяет существенным образом расширить зону обслуживания.

Расширение выбора и комплексности обслуживания может происходить не только на базе самого предприятия, но и за счёт использования предложений других предприятий и организаций, в т. ч. конкурентов.

С другой стороны, размеры денежной экономии на приобретение товаров и услуг обеспечивают возможность пропорционального увеличения временных и психологических (связанных с транспортными нагрузками) издержек на посещение организации сферы услуг.

Исходной точкой для выбора местоположения предприятия на основе показателя транспортной доступности является определение целевого сегмента потребителей. Именно его демографические и социально-экономические характеристики, обусловливающие модель потребительского поведения, задают рамки поиска подходящих площадок, поскольку предопределяют субъективную оценку транспортной доступности и предопределяет потенциальный объем и интенсивность потока посетителей.

Территориальная (транспортная) доступность (расстояние и удобство доступа) является доминирующим конкурентным преимуществом в стандартных условиях функционирования предприятий сферы услуг.

Изменение способа доставки услуг посылочная торговля по каталогам; организация выездного обслуживания по разным схемам (например, сбор заказов и развозка выполненных заказов; оказание образовательных услуг по месту жительства учеников и т. д.) является реакцией на проблемы размещения предприятий сферы услуг, формирующиеся как со стороны потребителя, обусловленные мерой территориальной доступности услуг, так и производителей, связанные с ограниченностью удобных участков и их дороговизной.

В том случае, когда сочетание характеристик услуги ослабляет необходимость рассматривать задачу выбора места размещения в системе координат удобств потребителя, наблюдается доминирование использования второго подхода к размещению предприятий сферы услуг – ориентированное на минимизацию собственных издержек предприятия. Например, большинство оптовых торговых организаций при определении места расположения руководствуются своими операционными издержками.

Радикальным решением проблемы местоположения производства услуг в современных условиях всё более становится перевод производства и/или потребления услуг в виртуальное пространство. Размещение производства услуги в виртуальном пространстве позволяет соединить в пространстве и времени производителя и потребителя услуг вне зависимости от их размещения в реальном пространстве.

Это создаёт следующие преимущества:

  1. В этом случае возможно максимальное сокращение разнообразных (рассмотренных выше) издержек как со стороны производителя услуги, так и со стороны потребителя на осуществление доступа к услуге.
  2. Потребитель и производитель могут контактировать «один на один», что снимает актуальную для многих видов услуг проблему присутствия и взаимодействия клиентов между собой в момент оказания услуги (очередь, межличностные отношения и т. д.).
  3. Позволяет осуществлять максимальную индивидуализацию (а также конфиденциальность) производства услуг на основе интерактивного взаимодействия клиентов и производителей.
  4. В условиях возможности обращения непосредственно к производителю сокращается потребность в посреднических звеньях с классическими функциями по распределению и сбыту услуги, что ведёт к их устранению или наполнению новых функциональным содержанием.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)