Влияние образовательной среды на психическое состояние подростков

Подростковый возраст становится периодом коренных преобразований во всех сферах психической жизни. В отрочестве ломаются и пере- страиваются все прежние отношения к себе и в целом к миру, развиваются процессы самосознания и самоопределения. Основное противоречие под- росткового периода состоит в том, что с одной стороны, к началу возраста появляются новые интересы и увлечения, попытки занять более взрослую роль в обществе.

А с другой стороны, у подростка нет реальных возможностей, чтобы эту роль приобрести. Зарождается особая установка, которая определяет развитие ребенка, происходит «поворот» от направленности на мир к направленности на самого себя, что приводит к пониманию самого себя и своего места в обществе. Учебная деятельность подростков занимает большую часть времени, но и выражает требования общества к подростку.

При переходе в среднее звено изменяется само содержание и организация учебной деятельности. При этом такие люди, как правило, сохраняют логику мышления, целеустремленность и решительность, у них хорошая самооценка и они не склонны к затяжным депрессиям, асоциальному или девиантному поведению.

Подростковый возраст – это жизненный этап человека от детства к юности, который считается самым коротким в рамках времени, но ребенок проходит большой путь в своем развитии. В данном параграфе выделяется один из трех возможных кризисов, благодаря которому данный возраст называют трудным. Это психологические причины трудностей и особенности психических состояний.

Мировоззрение подростка наполнено идеализированными настроениями, которые выводят его за пределы обыденной жизни с характерным открытием и становлением своего «я», пора тревожных сомнений в себе и своих силах, неадекватная оценка своих возможностей. Феномен школьной тревожности обусловлен комплексом глубинных внутренних факторов.

Тревожность – это временное психическое состояние выражающие в эмоциональном переживании, повышенном беспокойстве в классе, ожидании негативного отношения к себе. Н.Д. Левитов разделяет состояние тревоги временное и ситуативное и устойчивое состояние тревожности.

Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого
человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность.

Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. В различных исследованиях подчеркивается, что среда влияет на развитие и поведение человека. Так в своей работе «Человек как предмет по- знания» Б.Г. Ананьев рассматривает социальные ситуации развития личности и акцентирует внимание на субъект-объектной связи человека с современностью и как следствие – образование частных социальных связей, которые в свою очередь формируют личность. Образовательная среда является частью социокультурной среды и определяется как комплекс психолого-педагогических условий, в результате взаимодействия с которыми происходит становление и развитие личности.

Интересно
Однако, подготовительный этап окружающей среды, модель предполагает, что средние школы не среды, подходящие для развития подростков раннего возраста. Согласно этому модель, личные цели людей, а также их эмоциональные, когнитивные и социальные потребности, меняются по мере взросления.

Таким образом, школы должны адаптироваться к этим изменениям, чтобы обеспечить учащихся с благоприятным социальным контекстом. Если школы не адаптируют, интерес и вовлеченность учащихся в школе снижается, что неизбежно приводит к негативным по- следствиям.

Пути, в которых средние школы в настоящее время не поддерживают развитие ранних подростков, касаются структуры и отношения с учителями и сверстниками.

В структурном отношении средние школы зачастую больше по размеру, чем начальные школы. Таким образом, решение проблем психологического благополучия в образовательной среде должно осуществляться через программы и методики диагностики личности и выстраивания индивидуальной коррекционной и профилактической работы в соответствии с личностными особенностями.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)