Влияние образовательной среды на психическое состояние подростков
Подростковый возраст становится периодом коренных преобразований во всех сферах психической жизни. В отрочестве ломаются и пере- страиваются все прежние отношения к себе и в целом к миру, развиваются процессы самосознания и самоопределения. Основное противоречие под- росткового периода состоит в том, что с одной стороны, к началу возраста появляются новые интересы и увлечения, попытки занять более взрослую роль в обществе.
При переходе в среднее звено изменяется само содержание и организация учебной деятельности. При этом такие люди, как правило, сохраняют логику мышления, целеустремленность и решительность, у них хорошая самооценка и они не склонны к затяжным депрессиям, асоциальному или девиантному поведению.
Подростковый возраст – это жизненный этап человека от детства к юности, который считается самым коротким в рамках времени, но ребенок проходит большой путь в своем развитии. В данном параграфе выделяется один из трех возможных кризисов, благодаря которому данный возраст называют трудным. Это психологические причины трудностей и особенности психических состояний.
Мировоззрение подростка наполнено идеализированными настроениями, которые выводят его за пределы обыденной жизни с характерным открытием и становлением своего «я», пора тревожных сомнений в себе и своих силах, неадекватная оценка своих возможностей. Феномен школьной тревожности обусловлен комплексом глубинных внутренних факторов.
Тревожность – это временное психическое состояние выражающие в эмоциональном переживании, повышенном беспокойстве в классе, ожидании негативного отношения к себе. Н.Д. Левитов разделяет состояние тревоги временное и ситуативное и устойчивое состояние тревожности.
человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность.
Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. В различных исследованиях подчеркивается, что среда влияет на развитие и поведение человека. Так в своей работе «Человек как предмет по- знания» Б.Г. Ананьев рассматривает социальные ситуации развития личности и акцентирует внимание на субъект-объектной связи человека с современностью и как следствие – образование частных социальных связей, которые в свою очередь формируют личность. Образовательная среда является частью социокультурной среды и определяется как комплекс психолого-педагогических условий, в результате взаимодействия с которыми происходит становление и развитие личности.
Таким образом, школы должны адаптироваться к этим изменениям, чтобы обеспечить учащихся с благоприятным социальным контекстом. Если школы не адаптируют, интерес и вовлеченность учащихся в школе снижается, что неизбежно приводит к негативным по- следствиям.
В структурном отношении средние школы зачастую больше по размеру, чем начальные школы. Таким образом, решение проблем психологического благополучия в образовательной среде должно осуществляться через программы и методики диагностики личности и выстраивания индивидуальной коррекционной и профилактической работы в соответствии с личностными особенностями.
- Повышение уровня физической готовности старших дошкольников к обучению в школе средствами подвижной игры
- Здоровьесбережение студентов в процессе физического воспитания
- О некоторых аспектах проведения физкультминуток во время дистанционных занятий студентов медицинского вуза
- Базовые виды подготовки специалистов по физической культуре
- Квест для детей старшего дошкольного возраста
- Проблемы физического воспитания студентов
- Технология сопровождения процесса формирования профессиональной мобильности будущих бакалавров по адаптивной физической культуре
- Организация здоровьесберегающей среды как средство полноценного развития ребенка дошкольного возраста
- Методика использования средств атлетической гимнастики в самостоятельных занятиях студентов
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу