Влияние мегафакторов космос, планета, мир на социализацию

На социализацию человека влияют мегафакторы, макрофакторы, мезофакторы и микрофакторы. Проблемы, возникающие в жизни людей под влиянием Космоса, привлекали внимание уже мыслителей древности.

И хотя до сегодняшнего дня большая часть представителей естественных наук с недоверием относятся к идее о зависимости человеческой жизни от космических влияний, на протяжении веков постоянно возникали различные учения и теории, авторы и последователи которых усматривали в космосе источник мощного влияния на жизнь человеческого общества и отдельного человека.

Интересно
Выдающиеся русские ученые психиатр В.М. Бехтерев, геофизик П.П. Лазарев, биофизик А.Л. Чижевский первой трети ХХ в. отмечали, что «изучение явлений общественных в связи с явлениями геофизическими и космическими должно дать возможность научного обоснования изучения законов человеческого общества».

А.Л. Чижевский определил, что активные процессы, происходящие на Солнце, совпадают с судьбоносными событиями в жизни человечества (например, открытие Америки, революционные движения в Англии, Франции и России и др.) Эта зависимость наблюдается и в жизни крупных исторических деятелей.

Планета – понятие астрономическое, обозначающее небесное тело, близкое по форме к шару, получающее свет и тепло от Солнца и вращающееся вокруг него по эллипсу. На одной из крупных планет, Земле, в процессе исторического развития образовались различные формы социальной жизни населяющих ее людей.

Мир – понятие в данном случае социолого-политологическое, обозначающее совокупное человеческое сообщество, живущее на нашей планете.

Планета постепенно изменялась по мере развития мира. В XX в. влияние мира стало ярко выраженным, что проявилось в глобальных процессах и возникновении таких проблемы, как экологические (загрязнение атмосферы и др.), экономические (увеличение разрыва в уровне развития стран и континентов), демографические (неконтролируемый рост населения в одних странах и уменьшение его численности в других), военно-политические (рост числа и опасности региональных конфликтов, распространение ядерного оружия, политическая нестабильность).

Так, осознание человечеством в 1950-е гг. угрозы атомной войны как глобальной проблемы – пример прямого влияния таких проблем на социализацию. Например, значительная часть подростков и юношей в развитых странах стала ориентироваться не на жизненные перспективы, а на удовлетворение сиюминутных потребностей (сама по себе такая ориентация естественна; беспокоить она должна в том случае, если становится единственной). Такое же влияние оказали и экологические проблемы на молодежь 1980–1990-х гг.

Опосредованное влияние глобальных процессов и проблем на социализацию подрастающих поколений проявляется в абсолютно разных областях их жизни. Хозяйственная деятельность, которая ведет к загрязнению окружающей среды, как правило, отражается на условиях жизни всего населения земного шара (естественно, в одних его частях больше, в других – меньше).

Глобальные экономические и политические процессы определяют условия жизни людей в той или иной стране. Они непосредственно влияют на распределение валового национального продукта какой-либо страны между различными сферами, такими как оборона, производство, социальные инвестиции, потребление и накопление и т.д.

В ходе развития средств массовой коммуникации усилилось влияние планеты и мира на процесс социализации, так как эти средства позволяют человеку, «сидя дома», видеть, как живут люди в любой точке земного шара. Тем самым расширились границы действительности. Следствием этого стало изменение в восприятии жизни.

Мысли детей, подростков, юношей в модернизированных обществах стали формироваться под влиянием не только норм, ценностей, присущих близкому окружению, но и тех образцов, которые являются для молодежи привлекательными, оставаясь, однако, недоступными. Наличие и роль мегафакторов социализации не стоит забывать, их надо учитывать, определяя задачи, цели и содержание воспитания.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)