Влияние мезофакторов на социализацию

Регион – часть государства, являющаяся целостной социально-экономической системой, имеющей общность экономической, политической и духовной жизни, общее историческое прошлое, культурное и социальное своеобразие.

В регионе происходит приобщение человека к социуму, здесь формируются, сохраняются и изменяются нормы образа жизни, а также происходит развитие и сохранение культурных и природных богатств.

Каждая страна разделяется по природно-географическому признаку. В сознании жителей она являет собой совокупность территорий – регионов. В России они имеют достаточно большие территории (Северо-Западный, Центральный, Центрально-Черноземный, Поволжский, Уральский, ВосточноСибирский и Дальневосточный). Но в документах под регионом подразумеваются территории – административные единицы: области, края, республики, автономные округа.

Региональные условия по-разному, в зависимости от характерных особенностей региона, воздействуют на социализацию. К природно-географическим особенностям региона относятся ландшафт, климат, ископаемые и др. Учитывая особенности региона, можно во многом определить степень его урбанизации, характер экономики, стабильность населения, т.е. множество аспектов социализации жителей.

Климат оказывает влияние на человека, на его организм, работоспособность, психику, продолжительность жизни.

Социально-географические особенности региона включают в себя ряд понятий: плотность населения, мера урбанизированности, занятия жителей, месторасположение региона и средства связи внутри него и с другими регионами. Влияние этих особенностей является косвенным, так как от них зависит образ жизни, активность населения, средства массовой информации. Все это сказывается на развитии подрастающего поколения.

Социально-экономические особенности региона – это типы и характер производства на его территории, возможности развития региона, профессиональный состав жителей и их уровень жизни, экономические связи с другими регионами и странами.

Неравномерность экономического развития регионов отражена в общих показателях уровня жизни. При этом соотношение между уровнем средних душевых доходов в Москве и, например, в сельской местности в Сибири разнится в десятки раз.

Социально-демографические особенности региона – это национальный состав населения, его половозрастная структура, типы семей (полные-неполные, однодетные-многодетные и т.п.), миграционные процессы. Все эти характеристики играют очень важную роль в социализации подрастающих поколений.

Демографические признаки региона ощутимо влияют на ценностные установки и образ жизни детей, подростков, юношей, на их поведение в сфере межличностных, а также межвозрастных, межполовых и межэтнических отношений, на существующую социально-психологическую ситуацию в регионе. Исторические и культурологические различия возникают в характерных для населения регионов нравах, стиле жизни, обычаях и приметах, традициях, народных праздниках и играх, фольклоре, архитектуре и интерьере жилищ.

Интересно
Нередко речь жителей имеет свои особенности – от использования специфических слов и выражений и небольших нюансов в выговоре (оканье волгарей) до диалекта, значительно отличающегося от основного языка (например, у жителей кубанских станиц).

Все это влияет на стихийную социализацию населения в регионе, на самоизменение его жителей. Об этом говорят различия в их ценностных ориентациях в сфере трудовой деятельности, в массовых идеологических установках, в семейных отношениях и т.д., что подтверждается и различием в уровне экономической активности населения, мере его приспособляемости к меняющимся условиям. Наконец, об этом говорят и различия в уровне и характере противоправного поведения и преступности населения вообще и несовершеннолетних в частности. Особая роль в социализации отводится средствам передачи информации в обществе.

Средства массовой коммуникации – это различные технические средства, основной функцией которых является распространение информации на многочисленные аудитории.

Много веков прошло с того времени, когда человечество владело только четырьмя средствами коммуникации – устной речью, музыкой, живописью и письменностью. Позже начался активный процесс развития таких средств. В XV в. изобретена печатная книга, в XVII в. – газеты и журналы.

В XIX в. начинается новый этап в развитии средств массовой коммуникации: изобретены радио, телефон, кино, а в XX в. – телевидение, магнитозапись, видео, компьютерные системы, оперативная полиграфия (ксерокс и т.д.), космическая связь. К концу XX в. электронные средства массовой коммуникации получают большее распространение, чем письменные.

Тенденции развития средств массовой коммуникации можно наблюдать в постиндустриальных обществах, где появляется их усовершенствованная структура. Такие средства могут также выступать в качестве мезофакторов социализации. Об этом свидетельствуют материалы массовых опросов, подтверждающие повышение уровня избирательного потребления информации.

А поскольку основную массу населения затрагивают обстоятельства повседневной жизни, этот выбор совершается чаще в пользу региональных средств массовой коммуникации, передающих соответствующую информацию.

Роль средств массовой коммуникации в социализации общества определяется несколькими обстоятельствами:

  • Во-первых, эти средства выполняют рекреативную роль, т.е. определяют занятия людей в свободное время. Отдых с книгой, в кино, перед телевизором, с компьютером отвлекает людей от важных и значимых забот, проблем и обязанностей.
  • Во-вторых, средства массовой коммуникации наряду с рекреативной ролью выполняют релаксационную роль. Она приобретает специфический характер, когда речь идет о подростках и юношах.

Для огромного числа ребят телепросмотры, прослушивание музыкальных записей, работа на компьютере, а для некоторых и чтение становятся своеобразной компенсацией дефицита межличностных контактов, средством отвлечения при возникновении осложнений в общении со сверстниками: когда подросток находится один и при этом слушает музыку, смотрит телевизор или сидит за компьютером, то избавляется от ощущения одиночества. Впрочем, этим же способом он может отгораживаться от родителей, чтобы не слышать их ссор, разговоров на надоевшие темы и т.д.

Немаловажную роль играют средства массовой коммуникации в развитии человека. Хотя эта точка зрения далеко не является бесспорной. Появление каждого кардинально нового вида коммуникации вызывало опасения, во благо оно или во вред человеку.

Считалось, что появление кино, радио, а потом и телевидения способствовало падению интереса к чтению. Это действительно имело и имеет место, но надо обратить внимание и на то, что слушают радио, смотрят кинофильмы и телепередачи огромные массы людей, которые вовсе не обязательно стали бы читателями. В результате исследований ученые пришли к выводу, что средства массовой коммуникации достаточно позитивно влияют на развитие человека.

В 1961 г. американские ученые В.П. Шрам, Д. Лайл и Д. Паркер установили, что просмотр телевидения способствует ускорению развития ребенка почти на год. Он учится правильно излагать свои мысли, расширяет свой кругозор, получает необходимые знания.

Исследования, проводимые французскими учеными, подтвердили, что телевидение расширяет кругозор людей из малообеспеченных слоев населения. Компьютерные сети начинают играть колоссальную роль в стихийной социализации подрастающего поколения.

В работе детей на компьютере можно отметить ряд положительных эффектов, т.к. она:

  • помогает расширению контактов;
  • приводит к порождению и реализации новых форм символического опыта;
  • способствует развитию процессов воображения;
  • способствует быстрому изучению иностранных языков и др.

Но наряду с положительными моментами наблюдаются и негативные последствия работы с компьютером. Она может вызвать «синдром зависимости» от компьютера, что приводит к сужению интересов, уходу от реальности, поглощенности компьютерными играми, социальной изоляции, ослаблению эмоциональных реакций и др.

Средства массовой коммуникации, являясь одним из социальных институтов, выполняют заказ общества и отдельных социальных групп (имеющих политическую и экономическую власть), оказывают относительно направленное влияние на социализацию. Так, они способствуют усвоению людьми определенных социальных норм и формированию ценностных ориентаций в политической, экономической и других сферах общественной жизни.

Самоизменение человека в процессе социализации под влиянием средств массовой коммуникации идет в различных направлениях и имеет как положительный, так и отрицательный вектор.

В последнее время набирает силу тенденция превращения средств массовой коммуникации в сферу самореализации человека. Благодаря развитию электронных систем появился абсолютно новый вид коммуникации и самореализации – взаимодействие человека с определенными интересующими его по тем или иным причинам партнерами, которое позволяет ему найти единомышленников и выразить себя в общении с ними. У человека, находящегося в компьютерной виртуальной реальности, создается впечатление, что он непосредственный участник им же порожденных событий.

Более того, именно он главный участник событий. Это может вести к тем или иным самоизменениям у детей, подростков, юношей. Методы и способы социального воспитания как социально контролируемой социализации в течение большого промежутка времени использовали только печатные средства массовой коммуникации, а во второй половине XX в. к ним добавились кино и телевидение.

Система воспитания до недавнего времени не ставила перед собой цель подготовки подрастающих поколений к взаимодействию со всеми средствами массовой коммуникации. В современных же условиях умение человека использовать тот и иной познавательный потенциал, который они несут, приобретает все большее значение.

В связи с этим особым аспектом социального воспитания становится так называемое медиаобразование, характеристику которого в отечественной науке дал А.В. Шариков.

Медиаобразование (от лат. media – «средства») – изучение воспитуемыми основных положений массовой коммуникации.

Его задача – подготовить подрастающие поколения к жизни в современных информационных условиях, к восприятию информации, к пониманию последствий ее воздействия на психику, помочь им в овладении способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств.

Медиаобразование осуществляется в школе, и в других воспитательных организациях, а также в организациях, специально созданных для этой цели (например, во Франции – «Медиа-форум», «Активные юные телезрители»).

В школе медиаобразование получают как в рамках традиционных предметов (родной язык, изобразительное искусство, история, социальные науки, экология и др.), так и при введении специального предмета.

В разных странах он называется по-разному, но имеет одно содержание. Очень часто в него включают разделы: «Понятие о коммуникации», «Понятие о знаковых системах и способах представления информации», «Массовая коммуникация и ее закономерности», «Средства массовой коммуникации и их особенности», «Реклама». В последние годы появилась тенденция включать в медиаобразование обучение компьютерной грамотности.

Создание системы медиаобразования – процесс длительный и очень дорогой. Но имеющиеся сегодня возможности позволяют приступить к решению данной задачи, и в первую очередь в школе.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)