Виды квалиметрических методов маркетингового анализа

Методы, используемые в маркетинговом анализе, принято также делить на субъективные (эвристические) и объективные.

При проведении маркетингового анализа макро- и микросреды, а также при оценке конкурентоспособности товаров методом экспертных оценок используют метод шкалирования — создание последовательного ряда, в котором располагаются измеряемые объекты, факторы и параметры.

Диаграмма, описывающая типологию квалиметрических методов оценивания факторов в маркетинговом анализе по Д.В. Волкову

При этом используют различные типы шкал, представленные на рис.

Типы шкал, используемых при маркетинговых исследованиях

Номинальная шкала (Nominal) — неупорядоченная шкала, используемая для измерения атрибутивных признаков. То есть каждому объекту присваиваются определенные ярлыки, по которым его можно идентифицировать.

В маркетинге данный тип шкал используется для присвоения порядковых номеров и других различных меток, символов. Например, название аптеки и ее номер.

Порядковая, или ранговая шкала (Ordinal) — числа обозначают относительную позицию объекта (порядок элементов по уровню свойств существенен, а количественное выражение плохо осуществимо или несущественно).

Эта шкала позволяет измерять качественные признаки и ранжировать их. Иначе говоря,  определить,  у  какого  объекта  определенная  характеристика  выражена в большей или меньшей степени. Например, ранги предпочтений потребителями лекарственных средств.

Интервальная шкала (Interval) — это шкала, в которой используются равные интервалы. Эти промежутки значений представляют равные изменения между объектными характеристиками.

Данный тип шкалы помогает определить количественные характеристики объекта числовым показателем. Например, при расчете стандартного отклонения.

Частным случаем такой шкалы является абсолютная шкала — когда зафиксирован масштаб и точка отсчета. Математически выражается уравнением:

Y = aX при a /= 0.

Относительная шкала — это шкала включает  в  себя  выше  перечисленные типы, и помогает классифицировать объекты, сравнивать их, определять интервал между ними. Например, при определении объема продаж фармацевтических товаров аптекой и их доли рынка.

Данные типы шкал могут использоваться по отдельности, а также в тандеме друг с другом. Общая характеристика основных типов шкал приведена в табл. 

Таблица

Частный случай шкалирования ранжирование — установление определенного порядка  перечисления объектов  по  определенному критерию. Различают прямое и  обратное ранжирование.

Прямое  ранжирование  —  распределение  факторов по возрастанию их значения или влияния на изучаемый объект. Обратное ранжирование — распределение факторов по убыванию значения или влияния на изучаемый объект.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)