Ведущая роль педагога в процессе воспитания и обучения ребёнка

В ходе педагогической деятельности возникает взаимодействие между воспитателем и ребенком, в котором ведущая роль отводится педагогу. Задача педагогической деятельности в образовательном процессе детского сада состоит в создании условий для полноценного развития детей, их первичной социализации.

В педагогической практике выделяют два вида взаимодействия: субъектно-объектное и субъектно-субъектное.

Субъектно-объектные отношения: роль субъекта выполняет педагог, роль объекта – ребенок.

В данной ситуации побуждение к деятельности исходит от педагога, а ребенок выступает как исполнитель требований. При разумном взаимодействии данного типа у детей формируются и закрепляются навыки правильного поведения, он овладевает системой умений и действий.

Однако познавательное развитие ребенка не может быть эффективным, так как мотивация к познанию, любознательность и детское любопытство ограничены в данной форме отношений.

Интересно
Субъектно-объектное взаимодействие не требует проявления детской инициативы, ограничивает самостоятельность. Воспитатель оценивает детей с точки зрения соответствия нормам поведения и правилам организуемой им деятельности.

Субъектно-субъектные отношения – основа гуманной педагогики, содействующей развитию у детей навыков сотрудничества и сотворчества.

Деятельность ребенка приобретает для него личностную значимость, у него проявляется естественная активность и самостоятельность.

Педагог при субъектно-субъектном взаимодействии воспринимает детей личностно, что соответствует личностно-ориентированному подходу в воспитании. Личностно-педагогическая деятельность носит диалогический характер и способствует формированию у ребенка положительной «Я-концепции».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)