Условия общего изменения спроса и предложения 

Реальный рынок характеризуется тем, что он достаточно динамичен. При этом меняются не только спрос и предложение, но также и другие условия, реализуемые конкретной рыночной конъюнктурой. Изменение этих условий может привести к общему изменению спроса и предложения, а значит и равновесной цены.

Всё это проявляется в форме сдвига графика спроса и предложения. На рис. 1. представлен сдвиг графика спроса. Из него видно, что под воздействием изменения некоторых рыночных условий кривая спроса смещается вправо (D 1) или влево (D 2), то есть отображает общее увеличение или уменьшение спроса соответственно при неизменном уровне цены.

Рис. 1. Сдвиг графика спроса

Смещение графика спроса вправо – увеличение объёма спроса может происходить под влиянием следующих факторов:

  • рост числа потребителей;
  • общее увеличение доходов потребителей;
  • изменение покупательских предпочтений;
  • рост цен на замещающие товары;
  • в условиях, так называемого, инфляционного ожидания и др.

Влево график спроса смещается под влиянием таких факторов как:

  • снижение интереса к обычным товарам (хлеб, картофель, макароны и т. п.) при росте доходов покупателей;
  • рост цен на дополняющие товары и т. п.

Аналогично под влиянием внешних условий ведёт себя и график предложения (рис. 2.).

Рис. 2. Сдвиг графика предложения

Смещение графика предложения вправо (S1), то есть увеличение объёма предложения при неизменной цене происходит под влиянием следующих факторов:

  • рост числа производителей (продавцов) данного товара;
  • появление более эффективных технологий;
  • рост цен на замещающие товары;
  • предоставление производителям государственных дотаций, субсидий и т.п.

График предложения может сдвинутся вправо (S2) под воздействием таких факторов как:

  • рост цен на ресурсы, используемые при производстве и реализации товара;
  • повышение цен на дополняющие товары;
  • ужесточение фискальной политики государства и др.

Кроме перечисленных факторов на сдвиг кривых спроса и предложения оказывают существенное влияние ожидания потребителей и поставщиков товара различного рода изменений в экономической, политической и социальной сфере государства (региона). Для учёта этих факторов следует производить сложный прогнозный анализ.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)