Ушкуйники

Последователями варяжских методов добычи были новгородские. На востоке шведские викинги не только грабили, но и плавали в качестве торговцев по рекам, от Немана до Днепра и далее в Чёрное море к берегам Византии.

А VIII-IX  вв., возможно, и раньше, норманны проторили себе дорогу на Константинополь по рекам Восточной Европы (путь “Финны, а, затем, и назвали их “руссами” (рос-мэн – “гребец”). Для полян и древлян скандинавы были варягами, выходцами из полуночных заморских земель, жители же южных стран нередко воспринимали и славян, и викингов как один воинственный народ, пришедший с севера.

Многие летописцы, не пытаясь исследовать этнические корни и руководствуясь лишь внешними общими признаками, называли его “русами”.

Патриарх Фотий, свидетель осады Константинополя пришельцами с севера, так писал о них: “Народ дикий и суровый, без страха… все разрушает, все уничтожает… Народ без чести; народ, которого никто и не почитал; народ, которого ставили наравне с рабами; неизвестный – но добыл имя; никчемный – но стал славным; презираемый и бедный – но добился высокого положения и большого богатства; народ, который жил далеко от нас, варварский, кочевой, который гордился оружием; неожиданный, непредсказуемый, без военных премудростей так сильно и нагло вторгся в наш край”.

О каком народе идет речь? В описании угадываются черты, присущие и викингам, и славянам. Здесь, пожалуй, уже стоит говорить об их своеобразном союзе, совместных интересах и общности, в которой главенствующую роль играл путь “из варяг в греки”.

Существует даже теория, что Русь сначала была неким племенным объединением, созданным для контроля над торговым путем между Балтийским и Средиземным морями.

Викинги больше охраняли и опекали северную часть этой магистрали, славяне же обеспечивали безопасность проходившего через степи Дикого Поля южного отрезка водной артерии.

Страшнее викингов, их нашествий, Европа на заре своей истории ничего не знала. При словах “викинги идут” людей охватывал животный страх.

Для Руси отряды викингов представляли немалую угрозу, но меньшую, чем орды кочевников. Хотя они были безумно бесстрашны, напористы, непоколебимы в достижении цели и полны решимости одержать победу, чего бы она им ни стоила.

Не удивительно, что викинги становились военачальниками у киевских князей и даже захватывали верховную власть над славянскими племенами. Вряд ли можно утверждать (а есть и такая теория), что скандинавы основали Киевскую Русь. Однако несомненно, что викинги играли весьма заметную роль в политической жизни восточных славян.

Первоначально распространили своё политическое влияние на восточных славян, заслужив прозвище “варяги”. Засев в славянских городах, они собирали дань – “ходили в полюдье”, а затем смешались с местным населением.

Согласно “Повести временных лет”, в IX в. ильменские словене и кривичи пригласили варяжского конунга Рюрика в Новгород. В 860, 864, 866 норманны совместно с Аскольдо и Диром, потомками князя Кия совершали походы на Константинополь.

В IX – XI вв. у русских князей служило немало варяжских воинов – дружинников, которые выступали в качестве наемников и использовались как в междоусобных войнах, так и с соседними странами и народами. Достаточно сказать, что все правители Киева до Святослава, а также многие их дружинники носили скандинавские имена.

Стремясь установить тайные торговые связи с Константинополем, Владимир Святой, крестивший Русь, отослал византийскому императору Василию II группу воинов для личной охраны. Позднее этот отряд был назван Варяжской дружиной. Кто были в этом отряде: викинги или славяне? наверное, и те, и другие. В XII-XIII вв. варяги ославянились.

Американская исследовательница М. Гимбутас считает, что племена ямной культуры, обитавшие в Приднепровье, были неплохими мореходами и “подобно викингам в Балтийском и Северном морях… занимались рискованными предприятиями в Черном, Эгейском и Средиземном морях”.

Водный путь “из варяг в греки” праславяне освоили еще за тысячу лет до первых летописных свидетельств о вторжении викингов на славянские земли. Челны-однодеревки доставляли в Грецию и соседние страны меха, шкуры, мед, воск, хлеб.

Осуществляли славянские мореходы и военные морские походы. В 610 году объединенный флот славян успешно провел осаду города-крепости Сапун, а в 626 году штурмовал столицу Византии Константинополь. Варяги встретили на славянских землях и умелых мореходов, и отважных воинов.

Так же, как и викинги, славяне давали клятву на щите и мече. Один из древних авторов пишет о том, что новорожденному сыну отец подавал меч и говорил при этом: “Я завещаю тебе все, что у меня есть – этот меч, остальное ты добудешь сам”.

В донские земли после падения Новгорода переселились ушкуйники – лихие ребята с большой реки, по сути – полная аналогия английских пиратов, только на Волге. Пришли они с Севера.

Ушкуйники(от ошкуй – медведь, поскольку лодки – ушкуи – имели нос, вырезанный в виде морды медведя) – члены вооруженных дружин (до нескольких тысяч человек), формировавшихся боярами в Новгородской земле 14-15 вв. для захватов земель на Севере и торгово-разбойничьих экспедиций на Волге, Каме и Вятке с целью обогащения и для борьбы с политическими и торговыми противниками.

Ушкуйники ходили по рекам на гребных судах-ушкуях. Они занимались поиском промысловых мест и торговых путей, попутно нападая на прибрежные поселения и грабя их.

Впервые они упоминаются в 20-x гг. XIV в. Ушкуйничество – разбой на лодках – большое распространение получило в Новгородской земле XIV-XV вв. Походы их подрывами экономические ресурсы Золотой Орды.

Вместе с тем новгородские речные отряды наносили ущерб русским городам и лишали перспектив нормального развития торговлю по Волге и в её бассейне.

К примеру, в 1371 они совершили грабительские набеги на Кострому, Ярославль и другие города на Волге. В 1375 разбили войско костромичей, разграбили Кострому, Нижний Новгород и дошли до Астрахани, где были разгромлены татарами.

Правда, числились за ушкуйниками и мирные начинания. Ушкуйники, новгородская вольница, отправлявшаяся на завоевания по рекам на лодках (ушкуи), далеко проникали на Север и Волгу, много содействуя расширению торговли и колоний Новгорода; ими основаны поселения по Северной Двине, Волге, Каме и Вятке.

Так, новгородским ушкуйникам понравилось расположение одного из поселений на берегу реки Вятки, и заключив соглашение с его жителями они обосновались здесь, построили укрепления и возвели крепость. С тех пор временем основания города Вятка принято считать 1374 г.

Ушкуйничество в своей эволюции прошло две стадии. На ранней фазе – четырнадцатый век – оно выступало одной из форм национально-освободительного движения (борьба против норманнов на западе и татар на востоке).

На поздней фазе, когда ушкуйничество целиком переключилось на внутренние проблемы страны, оно стало негативным фактором социального развития и целиком стало разновидностью организованной преступности.

Позитивная фаза началась в 1320 г., когда о походах новгородских дружин впервые стали упоминать летописцы. В тот год Новгородская республика оказалась в критическом положении. С юго-запада напали литовцы, с запада – немецкие рыцари вели толпы грабителей-чухонцев.

За Карельский перешеек – древнюю вотчину Господина Великого Новгорода – шла длительная война со шведами, и вдобавок, на северные владения республики напали норвежцы. В 1320 и 1323 годах ушкуйники нанесли ответные удары по Норвегии.

В 1320 году новгородец Лука разорил область Финмарнен, расположенную от южного берега Варангер-Фьорда до района г.Тромсе. А в 1323 году ушкуйники уже громили область Халогаланд юго-западнее Тромсе.

Норвежское правительство, не сумев противостоять ушкуйникам, обратилось в 1325 году за помощью к папскому престолу для организации <Крестового похода> против русских и карел. Надо полагать, что походы ушкуйников произвели должное действие и на шведов.

В 1323 году Швеция заключила с Господином Великим Новгородом компромиссный Ореховецкий мир.

Позитивная фаза, начавшаяся на западе, продолжилась в середине 14 в. на востоке. В 1238-1240 гг. по русской земле страшным смерчем прошли татарские орды Батыя. Подавляющее большинство русских городов было сожжено дотла.

На Руси воцарилось татаро-монгольское иго, принесшее неисчислимые бедствия русскому народу, самое главное из которых – смирение перед могущественным врагом и духовное рабство. Яркой характеристикой Руси XIV века можно считать высказывание В.О. Ключевского: <:во всех русских нравах еще до боли живо было впечатление ужаса, произведенного этим всенародным бедствием и постоянно подновлявшегося многократными местными нашествиями татар.

Это было одно из тех народных бедствий, которые приносят не только материальное, но и нравственное разорение, надолго повергая народ в мертвенное оцепенение.

Люд беспомощно опускали руки, умы теряли всякую бодрость и упругость и безнадежно отдавались своему прискорбному положению, не находя и не ища никакого выхода. Что еще хуже, ужасом отцов, переживших бурю, заражались дети, родившиеся после нее.

Мать пугала неспокойного ребенка лихим татарином, услышав это злое слово, взрослые растерянно бросались бежать, сами не зная куда. Внешняя случайная беда грозила превратиться во внутренний хронический недуг, панический ужас одного поколения мог развиться в народную робость, в черту национального характера>.

Русские князья признали власть Ордынских ханов, покорно платили дань и по первому окрику смиренно ехали в Орду на расправу. Православная церковь молилась и заставляла молиться верующих за здравие <татарского царя>.

Кажется, никто и ничто не могло воспротивиться могущественному восточному хану. Во всяком случае на государственном уровне либо посредством легитимно установленных форм сопротивления. Но нелегитимные, не поддерживаемые официальными властями формы борьбы с иноземным игом могли существовать.

В их числе оказалось ушкуйничество. Новгородские ушкуйные ватаги, воспитанные в духе вольности и свободы, не признавали над собой этнического диктата и, расправившись с северным противником, обратили свой взор на восточного.

Они не имели регулярной армии, а потому не могли вступать с татаро-монгольским войском в открытый бой. Они прибегали к тому, что можно назвать тактикой партизанской войны – эшелонированные рейды вглубь обороны неприятеля, внезапные нападения и быстрый отход в труднопроходимую местность.

Ушкуйники ударили не по военной, а по торговой мощи Золотой орды, перекрыв самый выгодный и многоводный канал снабжения державы товарами и рабами. По Волге шли караваны судов с товарами из стран Ближнего и Среднего Востока, Индии и Китая.

Одним из наиболее прибыльных товаров были рабы. Причем особенно ценились русские рабы, которых постоянно добывали татары в ходе набегов на русские земли. Торговый путь по Волге для татар был настолько важен, что за нападение на купцов карали смертной казнью.

К середине XIV в. на севере границы Новгородской республики продвинулись за Уральский хребет. В 1360 г. новгородские ушкуйники во главе с боярином Айфалом Никитичем с боями прошли по Волге до Камского устья, а затем взяли штурмом большой татарский город Жукотин (Джукетау близ современного города Чистополя).

Захватив несметные богатства, ушкуйники вернулись назад и начали “пропивать зипуны” в городе Костроме. В 1366 они напали на Нижний Новгород и перебили множество татарских и армянских купцов.

Всего с 1360 по 1375 г. русские разбойничьи отряды совершили восемь больших походов на среднюю Волгу, не считая малых налетов. В 1374 г. новгородцы в третий раз взяли город Болгар (недалеко от Казани), затем пошли вниз и взяли сам Сарай – столицу Великого хана.

В 1375 г. смоленские ушкуйники на семидесяти лодках под началом воевод Прокопа и Смолянина двинулись вниз по Волге. Уже по традиции они нанесли “визит” в города Болгар и Сарай.

Причем правители Болгара, наученные горьким опытом, откупились большой данью, зато ханская столица Сараи была взята штурмом и разграблена. В 1392 г. ушкуйники опять взяли Жукотин и Казань. В 1409 г. воевода Анфал повел 250 ушкуев на Волгу и Каму.

Новгородские ушкуйники прошлись по Орде все уничтожающим смерчем. От них откупались, с ними договаривались, у них просили пощады могущественные правители татарских улусов.

Иными словами, вели себя с разбойниками так, как они никогда не позволили бы себе вести себя с русскими князьями. После каждого набега послы Золотой Орды осаждают Москву с просьбой-приказом: <Уймите ушкуйников>.

Слава о новгородской вольнице давно уже шла по Руси. Былинный герой Василий Буслаев был популярен не меньше богатыря Ильи Муромца. Это была для татар грозная и непривычная сила.

Дело в том, что конница татар и весельный флот русских – две совершенно разные и потому несравнимые армейские величины. Степь и речные просторы – противоположные стихии: можно господствовать над одной, будучи совершенно бессильным перед другой.

Новгородцы бросили вызов татарам там, где те были полностью бессильны – на конях воевать в речной стихии нельзя. Внезапное нападение, бесстрашный рейд, захват неприятельского города, разграбление его и быстрое отступление по реке.

Их настигали карательные отряды татар, нередко побеждая, но уничтожить ушкуйничество как социальное явление внешнему врагу никогда не удавалось.

Когда в 1375 г. ушкуйники подошли к устью Волги, их встретил хан Салгей, правивший Астраханью, и немедленно заплатил дань. Мало того, в честь ушкуйников он устроил грандиозный пир. Захмелевшие ушкуйники потеряли бдительность, в разгар пира на них бросилась толпа вооруженных татар.

Так погибла вся дружина. Это было самое большое поражение ушкуйников. Татары даже не попытались одолеть их в открытом бою.

Немало сил на борьбу с ним потратили и внутренние карательные органы. Но это уже начало второй, негативной, фазы в эволюции ушкуйничества. Разбои ушкуйников нередко служили поводом к ссорам между Новгородом и Москвой.

Усиливался Новгород и усиливалось ушкуйничество, слабел он, слабело и оно. В начале XV в. в связи с усилением Великого княжества Московского походы ушкуйников прекратились. Но само явление не умерло, оно трансформировалось в обычный разбой и передилоцировалось на Волгу.

На Волге ушкуйников звали разбойниками, ватажниками и, даже вполне по-современному, братками. По существу это была разновидность пиратов, но только не морских, а речных. Ужас, который они наводили на реке, был сродни морскому, когда флибустьеры брали суда на абордаж.
В народе о них слагали легенды и песни.

Разбойники представали в них романтическими натурами, для которых воля – смысл жизни. Наиболее ярко выражен тип удалого ушкуйника в былинном Василии Буслаеве. Образ волжского ушкуйника сохранили народные песни:

На них шапочки собольи, верхи бархатны
На камке у них кафтаны однорядочны,
Канаватные бешметы в одну нитку строчены,
Галуном рубашки шелковые обложены,
Сапоги на них, на молодцах, сафьяновы,
На них штанишки суконны по старинному скроены…

Даже историки в своих трудах то относили их к злодеям, то к народным заступникам. Свои сокровища речные пираты прятали не на островах, а в горах. О них повествуют в художественной форме романы П. И. Мельникова-Печерского “В лесах” и “На горах”.

Кладоискатели говорят, что богатства спрятаны в горах несметные, но обнаружить их удается чрезвычайно редко.

С речными пиратами боролись почти все русские цари, но усилия власти ни к чему не приводили. Первыми на этом поприще пытались прославиться московские князья, но безуспешно. В 1375 г. новгородцы на 70 ушкуях под началом воеводы Прокопа явились под Костромой.

Навстречу им с пятью тысячами рати вышел московский воевода Александр Плещеев. У Прокопа было всего полторы тысячи ушкуйников, но он их разделил на две части, с одной вступил в бой, а другую отправил в засаду. Это и решило дело.

Москвичи разбежались, а ушкуйники в очередной раз взяли Кострому. Отдохнув пару недель в Костроме, ушкуйники нанесли <визит> в города Болгар и Сарай. Причем правители Болгара, наученные горьким опытом, откупились большой данью, зато ханская столица Сараи была взята штурмом и разграблена.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)