Уровни развития школьного класса как коллектива

Школьный класс или учебная группа обладает свойством поэтапного развития от низкого уровня к высокому, проходя следующие этапы.

Группа-конгломерат, то есть группа ранее незнакомых людей, но оказавшихся собранными на одном месте в одно и то же время. Взаимодействие и взаимоотношения в них поверхностны и ситуативны. Эта группа потенциально может стать коллективом, пройдя поочередно другие точки континиума.

Номинальная группа – группа социально зафиксирована, получила свое имя (статус первичного коллектива), но все атрибуты группы: нормы, цели, ценности, виды деятельности – ей предписаны извне. Если же члены группы не примут этих позиций, то номинальная группа станет группой-конгломератом.

Группа-ассоциация – группа приняла заданные цели и включилась в заданную деятельность, которая дает ей возможность эпизодически проявлять инициативу, обогащать организацию и межличностные отношения

Группа-кооперация – имеет четкую организационную структуру, высокий уровень групповой подготовленности и сотрудничества. Взаимоотношения и взаимодействия подчинены достижению результата и носят сугубо деловой характер. Направленность и психологическая совместимость носят вторичный характер.

Интересно
Группа автономизации – имеет довольно высокое внутреннее единство во всем параметрам (подструктурам) и общим качествам, кроме установок к другим группам – интергрупповой активности. Именно на этом уровне члены группы идентифицируют себя с ней: приоритет в групповом сознании – «моя группа» в отличие от «они» – другие группы. Для группы характерны спаянность, слитость как признаки обособления.

От уровня «группа автономизации» группа может перейти на уровни «коллектив» или «корпорация» («лжеколлектив»). Это вызвано тем, что значительная групповая интеграция может привести к противоречию в системе «группа – другие группы».

Группа-коллектив – высший уровень (точка) развития, когда группа выходит на межгрупповое взаимообщение, взаимоотношение, становится ячейкой более широкой общности и общества в целом. В такой группе наблюдается коллективистическая направленность. Группа-корпорация – высокосплоченная группа изолирует себя от других групп, замкнет свои цели внутри себя, начнет противопоставлять себя другим группам и достигать свои цели любой ценой, в том числе и за счет других групп. Это и есть лжеколлектив с позиций духовно-нравственных принципов.

Таким образом, уровень автономизации является «горячей точкой» в векторе развития группы. Однако вектор развития группы направлен на отрицательную ветвь континиума, на котором выделяются уровни: самый крайний – антиколлектив, затем – интраэгоизм и дезинтеграция.

В школьной практике наблюдаются учебные группы типа ассоциации, кооперации и реже – коллективы

А.Н. Лутошкин предложил описание групп разного уровня развития с помощью метафорических признаков, наиболее доступных пониманию исследователей (учеников, учителей, воспитателей, вожатых и т.д.). В итоге можно согласовать описание психологических особенностей ассоциации, кооперации, коллектива на «двух языках» – научно-теоретическом (Л.И. Уманский, А.С. Чернышев) и практическом (в системе утилит) по методике А.Н. Лутошкина.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)