Психологические основы урока

Урок – организационная форма развивающего обучения школьников, направлен на реализацию двух основных целей.

Цели:

  1. Интеллектуальное, эмоционально-волевое и личностное развитие ребенка.
  2. Формирование у детей универсальных учебных действий (УУД).

Именно на уроке происходит координация и интеграция всех действий учащихся, именно на уроке учитель целостно реализует требования образования и воспитания.

Достижение указанных целей возможно на основе следующих принципов:

  • деятельностного подхода;
  • индивидуального подхода;
  • личностного подхода.

Важно, чтобы на уроке весь класс и каждый ученик в полной мере включились в учебную деятельность, то есть:

  • испытывали положительную мотивацию (побуждение) в виде интереса, любознательности, наслаждения процессом, самореализации и т.д.;
  • ясно осознавали цель урока и отдельных его этапов, то есть заранее видели конечный результат своих усилий;
  • изменяли предмет своей активности, то есть не «поглощали» все в готовом виде, а переделывали материал самостоятельно: связывали рассказ учителя с собственным ответом и своими интересами; пересказывали в уме своими словами; делали записи отдельных мыслей, решали задачи, ставили вопросы, выполняли опыты, рисовали схемы и т.д.

Главное для детской активности и творчества – иметь возможность по-своему воспринять цель и способы ее выполнения. Мастерство педагога состоит в том, чтобы дать простор самостоятельности (но под общим руководством учителя).

Каждый школьник уникально индивидуален и неповторим, то есть общую задачу каждый ребенок решает в своем индивидуальном «ключе»: один быстро мыслит, но не умеет тщательно реализовать план, другие – медлительны, но педантичны; одни – застенчивы, другие – самоуверенны и т.д. Но при поддержке их индивидуальных особенностей они по-своему могут успешно решить учебную задачу.

Какие же различия между учащимися нужно учитывать для обеспечения индивидуального подхода к каждому ребенку, для дифференциации обучения? Прежде всего, необходимо понять, что в каждом классе учащиеся отличаются друг от друга общим развитием (в том числе состоянием здоровья, работоспособностью, выносливостью), типом памяти, степенью концентрации внимания .

Индивидуально-психологические различия учащихся проявляются и в их способности к усвоению и закреплению нового материала, в темпе учебной деятельности

Большое влияние на успеваемость школьников оказывают различия в уровне овладения устной и письменной речью, в скорости чтения. Необходимо учитывать также различия в быстроте и гибкости мышления учеников. Кроме того, «колебания» в успеваемости учащихся существенно определяются различиями в мотивации учебной деятельности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)