Приемы воспитания коллектива

Логическим завершением исследования психологических свойств класса как коллектива является вопрос о путях их формирования.

Здесь важно учитывать следующие научно-теоретические положения:

  • ориентация на формирование комплекса психологических свойств – направленности деятельности , организованности, морально-психологического климата – вопреки сложившейся практике развития лишь отдельных свойств (или организованности, или направленности);
  • обогащение содержания деятельности первичных коллективов за счет «присвоения» ими социально ценных целей более широких общностей – школы, базового предприятия и др.

К.К. Платонов определяет процесс присвоения первичным коллективом общественных целей как процесс самоукрепления коллектива, что можно по-другому трактовать как процесс приобретения коллективом новых, основных системных качеств, например направленности.

«Пока во внутреннюю структуру группы входят цели общества, – пишет К.К. Платонов, – ставшие мотивами ее деятельности, и подчиненные им конкретные задачи и активные стремления к их достижению и решению, данная группа составляет коллектив. Если эти цели и задачи достаточно осознанны… и, став мотивами, определяют деятельность группы и межличностные отношения в ней, это истинный (сплоченный, «зрелый», «хорошо сколоченный») коллектив … Это процесс самонастройки системы в данном случае и составляет сущность самоукрепления коллектива и, следовательно, может быть определен как закономерность».

Нарушение закона самоукрепления коллектива К.К. Платонов видит в «случаях замены общих целей, вынесенных за рамки коллектива, либо корпоративными целями (то есть общими для членов, но замкнутыми в нем самом), либо целями индивидуальными, сугубо личными для большинства его членов. Но в первом случае коллектив перестает быть таковым и становится корпорацией. Во втором случае его, как принято говорить, “начинает лихорадить”, что, прежде всего, выражается в изменении в нем межличностных отношений и психологического климата. Вместо укрепления коллектив разваливается».

Связующим звеном между целями класса и более широкими общностями является классный руководитель

Обогащение целей и ценностей класса происходит наиболее эффективно при демократическом стиле управления со стороны классного руководителя, в условиях сотрудничества с учащимися при педагогическом такте. И, напротив, авторитарный стиль, неуважение к коллективу со стороны педагога, окрики и грубость тормозят движение класса по пути к коллективу.

По итогам диагностики многосторонних свойств коллектива классным руководителем могут быть сформулированы следующие воспитательные задачи:

  • повысить уровень развития группы, максимально приближая ее к наивысшему уровню – коллективу;
  • добиться высокой организованности деловых отношений, обеспечив включенность каждого школьника в дела класса, развивая у них инициативу, готовность взять на себя повышенную ответственность;
  • совершенствовать структуру межличностных отношений по симпатиям за счет сближения статусов, особенно за счет сокращения крайних категорий – «звезд» и «аутсайдеров»;
  • установить соответствие деловых и межличностных отношений по симпатиям при ведущей роли деловых отношений.

Напомним слова Б.Ф. Ломова о том , что психологические знания использовать напрямую, по принципу «короткого замыкания» неэффективно, а надо на основе этих знаний создать такие условия жизнедеятельности для людей, такой образ жизни, в рамках которого и сформируются у человека заданные психологические качества (в соответствии с полученными знаниями) . Для этого необходимо соответствующим образом организовать деятельность учащихся. Социальные психологи рекомендуют по возможно сти чаще использовать совместную деятельность как наиболее эффективную форму организации.

Не всякая работа в коллективе по существу своему является совместной. В группе часто бывают как индивидуальные задания, так и фронтальные, рассчитанные на всех. И в том, и в другом случае между учащимися не возникает новых связей и отношений.

Другое дело – задание, которое потребует от них объединения усилий, а разделение обязанностей приведет к рождению отношений взаимной ответственности. Это и есть взаимозависимая деятельность, при которой усиливается психологическая связь между людьми, так что действия одного человека должны обязательно согласоваться с действиями другого и быть ориентированными не на себя, а на достижение общей цели.

А.С. Макаренко специально усиливал взаимную ответственность воспитанников, создавая для этого сводные отряды (в них четко задавались деловые отношения, всегда был старший, причем роль старшего поочередно выполняли все) для выполнения повседневных дел. В таких небольших отрядах (2–5 человек) обогащалась психологическая связь между людьми и формировались такие важные организационные качества, как способность приказывать и способность подчиняться , без которых невозможно существования самого коллектива.

Можно рекомендовать следующие формы совместной работы на практических и лабораторных занятиях: бинарные группы, микрогруппы, комментирование устных ответов и рецензирование письменных работ с последующим их обсуждением в группе.

При этом необходимо соблюдать следующие условия:

  • сама учебная за дача должна быть значимой, вызвать интерес всего коллектива, а также входящих в него микрогрупп;
  • нужен специальный учебный и дидактический материал (учебники, тексты, раздаточный материал и т.д.).

Преподаватель должен настроить группу на активный (творческий) коллективный поиск. Экспериментальные данные показывают, что введение форм коллективной учебной деятельности (наряду с индивидуальной и фронтальной) заметно усиливает деловое общение, при этом значительно расширяется взаимопомощь, доброжелательность: одни добровольно оказывают помощь, а другие охотно ее принимают. Однако педагогу надо исключить условия, при которых возможно лишь показное участие в совместной работе.

Общественная, трудовая, спортивная и культурно-массовая деятельность также обладает богатыми возможностями для развития личности школьников.

Опираясь на совместную взаимозависимость в деятельности, группе школьников можно доверять решение таких важных вопросов, как оказание взаимопомощи в учебе, формирование навыков в коллективной жизни трудовых отрядов на летней и осенний периоды, подведение итогов трудового семестра, организация разновозрастных отрядов по месту жительства, шефство над малышами.

Методически такой вид организации деятельности группы рекомендуется достигать постановкой перед группой социально ценных задач с соблюдением следующих правил:

  1. Организовывать достижение общих задач самостоятельно (при минимальном участии педагога).
  2. Выполнять задание (даже большое, например подготовку к вечеру инсценированной песни, диспуту, конкурсу) за небольшое время – 3–4 дня.
  3. Опираться в основном на подручные материалы, не требовать дорогих и дефицитных вещей.
  4. При неудачах и трудностях обращаться за советом и помощью в первую очередь к другим группам.
  5. По возможности представлять результаты деятельности группы публично, на глазах у всей школы (стенгазеты, боевой листок, лист «общественной активности группы»).

Нацеливая классы на повседневное активное взаимодействие друг с другом, можно добиться удовлетворенности коллективов от сотрудничества и предупредить соперничество и конфликты. В ходе взаимодействия каждый коллектив достаточно наглядно «видит» себя на фоне других коллективов и испытывает «публичное самоощущение», которое является сильным стимулом для развития общественной активности и обогащения групповых целей (направленности группы).

Адекватное самосознание своего «коллективного «Я»» создает благоприятные возможности для повышения эффективности совместной деятельности, развития инициативы, творчества и т.д.

Практически оправдывает себя прием пу бличного выполнения совместного действия для повышения организованности коллектива. Так, введение в практику жизни группы коллективного обсуждения проблем (групповая дискуссия), конкурсов, исполнение песен, речёвок, экскурсий, спортивные мероприятия (турпоходы, прогулки на природу, игры в волейбол и т.д.) побуждают группу как единое целое упражняться в коллективных действиях, в ходе которых происходит взаимная «подгонка» активности индивидов, формируется умение «ориентироваться» на других и «вписывать» свою активность в общие действия.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)