Личность и коллектив

Социализация личности школьника в условиях вариативного образования зависит как от состояния социальной среды, так и от позиции самой личности. Наиболее значимой для ученика социальной средой является его школьный класс, в котором складывается сложная социально-психологическая атмосфера, непосредственно влияющая на развитие индивида и выступающая буфером между школой и ребенком.

Как отмечает А.В. Петровский, источником развития и утверждения личности является противоречие между потребностью индивида в персонализации и субъективной заинтересованностью референтной для индивида группы принимать лишь те проявления его индивидуальности, которые соответствуют ее задачам, нормам и ценностям.

В связи с этим учителю необходимо знать , как личность принимает (или не принимает) на себя задачи совместной жизни класса и соответственно перестраивает себя, расставаясь с одними чертами и приобретая другие, либо, не найдя в себе сил для самоизменения, остается прежней, вступая тем самым в конфликт с классом. Да и сам класс имеет тенденцию к саморазвитию, о чем справедливо заметил А.В. Петровский, что так же, как «индивид в предметной деятельности преобразует окружающий мир и посредством этого изменяет себя, становясь личностью … так же и социальная группа в совместной социально значимой деятельности преобразует окружающее и посредством этого изменяет систему межличностных отношений, становясь коллективом». В процессе взаимодействия личности и группы происходит своеобразное «внедрение» личности в группу и группы в личность.

Существует несколько довольно близких определений коллектива:

  1. Коллектив – это группа высокого уровня развития, в которой межличностные отношения опосредованы общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности (А.В. Петровский).
  2. Коллектив – это свободная группа людей , объединенная общей целью, единым действием, организованная и снабженная органами управления, дисциплины и ответственности (А.С. Макаренко).
  3. Коллектив – это группа людей, отличающаяся гуманистической направленностью, высоким уровнем организационного единства и психологической коммуникативности (Л.И. Уманский, А.С. Чернышев и др.).

Коллектив – это система интегративных и дифференциальных признаков. Отличие коллектива от диффузной группы состоит в качественном своеобразии межличностных отношений и взаимодействия, а также в уровне развития таких общих характеристик, как направленность, организованность, интеллектуальная коммуникативность, психологический климат, которые и образуют структуру коллектива.

Направленность – это содержание тех целей, интересов и моральных ценностей класса, вокруг которых объединяется большинство его членов; а также готовность класса оказывать помощь другим классам и вступать в сотрудничество с ними, готовность поступиться своими интересами ради интересов всей школы (в противном случае классу присущ «групповой эгоизм»).

Направленность я вляется важнейшей психологической структурой, определяющей все другие подструктуры, которая выступает «своеобразным» идеологическим потенциалом группы, фиксируя социальную ценность принятых группой идей, мотивов деятельности, ценностных ориентаций и норм.

Социально-психологическим механизмом актуализации содержания направленности выступает организованность группы как проявление субъектности группы в жизнедеятельности

Организованность понимается как способность к эффективному самоуправлению. Проявляется организованность в способности коллектива самостоятельно создавать организацию в ситуации неопределенности, а также сочетать разнообразие мнений и форм инициативного поведения с устойчивым единством действий его учеников.

Уровень организованности влияет на характер взаимосвязи группы и внешней среды: чем выше организованность, тем меньше зависимость группы от влияния среды, зато повышается влияние группы на среду. В высокоорганизованных группах актуализируется полнота отражения возможностей индивидов и адекватность оценки ими друг друга, что во многом определяет характер их взаимодействия и эффективность совместной деятельности. Правильная ориентировка каждого школьника в жизнедеятельности класса означает, как писал А.С. Макаренко, способность ощущать, в каком месте коллектива ты находишься и какие твои обязанности по отношению к поведению из этого вытекают.

Интеллектуальная коммуникативность – это способность класса быстро и легко находить общий язык, приходить к общему мнению, устанавливать сходство суждений . Школьники довольны своей способностью понимать друг друга с полуслова. Взаимопонимание доставляет им радость и чувство комфорта. Класс активизирует своих членов, когда ищет общее решение. К мнению каждого внимательно прислушиваются , добиваясь «общего языка» и побуждая друг друга к активному обсуждению различных точек зрения.

Интересно
Психологический климат – преобладание того или иного психологического настроя (мажорный, приподнятый, пессимистический, подавленный); степень психологической защищенности каждого ученика (доброжелательность во взаимоотношениях, поддержка в трудной ситуации или напряженность во взаимоотношениях, упреки, попытки унизить достоинства личности, равнодушие). Наиболее значимыми среди них оказались психологический настрой на деятельность и реакция на стрессоры.

На социально-психологическом уровне это проявляется в способности членов группы очень согласованно и быстро актуализировать свои чувства и волю и слить их в единое эмоционально-волевое состояние группы, устойчивое к экстерораздражителям. Психологический настрой и стрессоустойчивость определяют «предстартовое» состояние коллектива перед стрессовыми ситуациями. Эти показатели влияли на способность коллектива мобилизовать себя очень быстро. Задача в экстремальных условиях выполняется более эффективно, чем в обычных.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)