Примерное содержание психологического вечера

Психологический вечер представляет собой демонстрацию психологических опытов, иллюстрирующих различные проявления психологии человека: особенности восприятия, некоторые закономерности памяти, гибкость и стереотипность мышления и др. К сожалению, до сих пор в школе дается недостаточно знаний по психологии человека и не всегда они подаются в форме, доступной для усвоения.

Большинство предлагаемых опытов вполне эффектны и занимательны: такая «упаковка» психологического материала позволяет включать самих учащихся в процесс подготовки опытов и их демонстрации. В данном случае идет опора на более сильный механизм воздействия – косвенное внушение, так как иллюстрируется жизнь, а не психологическая наука.

В пособии приведены 13 психологических опытов, имеется графическое изображение необходимых материалов (реквизита) для их демонстрации, дано краткое описание механизмов, объясняющих возникновение демонстрируемых явлений. В зависимости от возраста школьников, условий, возможностей и цели проведения психологического вечера студент-практикант может привлечь учащихся к изготовлению необходимого реквизита и освоению методики демонстрации опытов. В другом случае – получить реквизит для демонстрации опытов на кафедре психологии.

Исходя из этих же соображений решаются вопросы о подборе опытов и их сочетании, ведущем вечера, содержании вступительного сообщения, что в известной мере определяет настрой учащихся на восприятие предстоящего события. Перед проведением мероприятия студенту желательно проконсультироваться с преподавателем; также рекомендуется отработать проведение части опытов или всего вечера в студенческих группах. В качестве помощников ведущего можно привлекать старшеклассников, что позволит и облегчить его работу, и повысить заинтересованность зрителей.

Важным моментом в демонстрации опыта является его интерпретация. При этом необходимо иметь в виду не только научно корректное толкование возникающих эффектов, но и гибкий переход к решению педагогических задач: вызвать интерес к тому или иному явлению психологии человека, а также и желание на себе испытать это. Если в условиях вечера такое желание реально для некоторых его участников или зрителей, то в ходе внеурочной работы с учащимися испробовать на себе эффекты опытов доступно каждому. Такое «продолжение» психологического вечера может быть реализовано в форме тематических бесед.

Приведем конкретный пример: интерпретация опытов «Ретроактивное торможение» и «Осмысленность запоминания» имеет прямое отношение к тому, как школьник готовит уроки дома и как усваивает информацию непосредственно на уроке.

Интересно
Как правило, ученик готовит уроки на завтра, а явление ретроактивного торможения «подсказывает», что лучше сначала готовиться к тем урокам, которые были сегодня, и только потом выполнять домашние задания на завтра; что понимание информации намного сокращает затраты психической энергии и время, необходимое для прочного запоминания. Таким образом, школьники выходят на одну из главных проблем ученичества – «Умение учиться».

Необходимо учитывать, что, хотя в целом данный материал предназначен для школьников 5–11 классов, в разных возрастных группах некоторые опыты могут восприниматься с трудом, а некоторые – казаться слишком простыми. По этой причине, как показывает практика, желательно проводить психологический вечер в группах школьников одного возраста. В младшем возрасте лучше идут опыты, иллюстрирующие особенности познавательных процессов, а в старшем – различные проявления личности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)