Решение конфликтных ситуаций
Как правило , конфликтная педагогическая ситуация длится короткое время, что усиливает напряжение психологического противостояния ученика и учителя.
Эти нормы полезны прежде всего школьникам, но дети, как это ни парадоксально, иногда склонны к восприятию противоположных норм. На этом парадоксе и строят свои действия школьники-нарушители порядка. Они знают, что класс их поддерживает. Поэтому ученик, участвующий в конфликте, своим поведением вводит такие отрицательные нормы, как развязность, лень, безделье, и осуществляется это при молчаливой поддержке соучеников.
Правило 1. Два возбужденных человека не в состоянии прийти к согласию (Дейл Карнеги). Постарайтесь приложить волевые усилия, чтобы в острой ситуации сдержать себя, ни в коем случае «… не бранитесь и не раздражайтесь» (Адамецкий). Подростковая и юношеская аудитория высоко ценит спокойствие, «величавую медлительность» и юмор педагогов в напряженных ситуациях.
Правило 2. Задержка реакции. Не следует сразу же вступать в полемику с оппонентом, особенно если его действия не представляют угрозы для окружающих. Надо сделать вид, что Вы как будто не замечаете нарушителя, хотя в то же время даете понять, что хорошо видите его действия. Суть приема в том, что он подчеркивает второстепенность вызывающего поведения нарушителя и поэтому педагогу вроде бы пока не до него.
«Факт незамечания» явного нарушения позволяет внести некоторую растерянность в действия дезорганизатора и снижает его активность, вносит первые сомнения в сознание остальных учащихся относительно их позиции – кого поддержать: учителя или ученика? Оптимальное время задержки 10–15 секунд, хотя в ситуации конфликта они воспринимаются как более длительный интервал времени в связи с ожиданием ответа учителя на вызов школьника.
Правило 3. Перевод реакции. Этот прием также служит для развенчания значительности поступка и личности самого нарушителя. Этот прием технически реализуется через выполнение учителем повседневных действий на уроке (обращение к классу с приветствием, работа с журналом, взгляд в окно и т.д.), несмотря на чрезвычайную обстановку (казалось бы не терпящую отлагательства). В итоге «герой» конфликта остается наедине с собой, этим снижается сам «замысел» борьбы.
Осмеянный нарушитель как носитель отрицательных групповых норм теряет авторитет в глазах класса, его отрицательное влияние на класс резко уменьшается, зато авторитет и влияние учителя возрастает.
Правило 5. Парадоксальная реакция. Постарайтесь при случае использовать коварный замысел школьника сорвать урок с пользой (!) для урока. Желательно еще поблагодарить нарушителя за помощь (с легкой иронией). Заметим, что учитель, успешно использующийся правило, предстает в мнении школьников «сильной личностью» и приобретает авторитет на длительное время.
- Примерное содержание психологического вечера
- Актуальность психологического просвещения
- Методы изучения коллектива
- Приемы воспитания коллектива
- Уровни развития школьного класса как коллектива
- Личность и коллектив
- Технологии повышения эффективности урока
- Психологические основы урока
- Принципы и правила управления конфликтными ситуациями
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу