Управление очередями

Оптимизация издержек организации сферы услуг, направленная, по сути, на определение мощности организации, обеспечивающей минимальный размер общих издержек, связанных с ожиданием клиента в очереди или его отказом от потребления услуги, а также тех, что требуются организации для поддержания приемлемого уровня обслуживания, осуществляется на основе моделей массового обслуживания (моделей очередей).

Интересно
Иначе говоря, используется следующая зависимость: при увеличении мощности, отражаемой числом каналов (узлов) обслуживания (стоматологических кресел, касс оплаты и т.д.), общие затраты до некоторого момента снижаются, а затем начинают возрастать.

Соответственно, выявленная точка «перелома» отражает рациональное число каналов обслуживания (мощность обслуживающей системы – её пропускная способность) по заданному критерию оптимизации.

Существует два способа использования данной закономерности. Первый предусматривает расчет издержек, связанных с ожиданием клиентов или их потерей, оцениваемых на основе времени ожидания или длины очереди. Данный способ имеет ограничения реализации в связи с практической трудностью проведения такого рода расчетов.

Второй – направлен на компенсацию данного недостатка за счет субъективизации определения параметров затрат ожидания; в этом случае продолжительность ожидания или длина очереди задаются руководством организации и выступают, таким образом, в качестве исходных данных.

Таким образом, очередь, которая, по сути, является результатом неопределенности времени прибытия покупателей (заявок на обслуживание) в сервисную систему и (или) продолжительности обслуживания, становится объектом управления сервисной организации.

Более того, можно выделить несколько направлений управляющего воздействия:

  1. Планирование пропускной способности сервисной системы (числа каналов (узлов) обслуживания).
  2. Непосредственное воздействие на очередь (виртуальная очередь).
  3. Проектирование пространства ожидания.
  4. Использование психологических особенностей ожидающих обслуживания потребителей для нивелирования негативных эффектов ожидания в очереди.

При современном распространении информационных технологий всё большее распространение получают «виртуальные очереди», в том числе предусматривающие выдачу номера очереди, предположительного времени доступа к обслуживанию.

Отмечается ряд преимуществ электронных систем управления очередью для сервисных организаций: 21 клиенты гораздо реже покидают виртуальную очередь (соответственно, сокращается доля потерь клиентов); организация имеет достаточно полные данные о числе и графике прибытия клиентов, что позволяет ей более точно планировать свою мощность и управлять спросом.

Существенное влияние на издержки имеет принятие решения по проектированию пространства ожидания с двух позиций – его размеры и уровень комфортности ожидания.

Это, в свою очередь, во-первых, предполагает выбор базового показателя величины очереди, на которую будет ориентироваться сервисная система: средняя длина очереди или максимально возможная в течение некоторого периода времени (например, с большой долей вероятности не будет превышена в течение 90% времени). Во-вторых, обеспечение оформления, физического удобства и психологического комфорта потребителей во время ожидания обслуживания.

Интересно
Отметим, что ожидание в очереди во время пребывания в обслуживающей системе может использоваться поставщиком услуги для формирования позитивного опосредованного опыта потребления услуги до его собственного потребления, что может стать существенном фактором оценки качества услуги. Таким образом, время ожидания в очереди может стать весьма продуктивным элементом формирования удовлетворенности клиента.

Проектирование пространства ожидания связано с не количественными методами управления очередями, базирующимися на учете психологических особенностей восприятия ожидания и ориентированных, с одной стороны, на сглаживание негативного восприятия длительности ожидания, и с другой стороны, на использование психологических ресурсов позитивно или нейтрально (с готовностью) воспринимать длительность ожидания (табл. 3.4).

Управление очередями
Таким образом, неотъемлемым элементом управления мощностью становится сбор и анализ информации, среди которой можно выделить, в частности:

  • ретроспективную информацию об уровне и структуре спроса, его колебаниях, а также чувствительности к различным маркетинговым усилиям;
  • данные об уровне и структуре спроса в разрезе предприятий-филиалов;
  • прогнозные оценки спроса в разрезе разных сегментов потребителей в условиях действия различных факторов внешней среды с учетом специфики услуг и их предоставления;
  • данные о прибыльности роста продаж;
  • отношение потребителей к ожиданию в очереди;
  • потребительскую оценку качества услуг при различных уровнях использования мощностей и т.д.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)