Унификационные принципы таможенной оценки

Базой для начисления таможенных пошлин в соответствии с законодательством ЕАЭС в зависимости от вида товаров и применяемых ставок является таможенная стоимость товаров и/или их физическая характеристика в натуральном выражении.

Сегодня существуют две международные системы определения таможенной стоимости, установленные:

  1. Брюссельской конвенцией по оценке товаров в таможенных целях (подписана 15.12.1950г., вступила в силу 28.07.1953 г.);
  2. Соглашением о порядке применения ст. VII ГАТТ 1979 г. (Кодекс по определению таможенной стоимости).

Брюссельская конвенция определила таможенную стоимость товара как «нормальную цену товара, по которой он может быть продан в страну назначения в момент подачи таможенной декларации» и рассматривает таможенную стоимость как цену CIF в том месте, где товар пересекает таможенную границу страны назначения и включает следующее важное условие: «нормальная цена — это цена, складывающаяся на открытом рынке, между независимыми друг от друга продавцом и покупателем».

Статья 15 (§ 1а) Соглашения о порядке применения ст. VII ГАТТ 1979 определяет таможенную стоимость импортируемых товаров как «стоимость в целях обложения товаров адвалорными пошлинами». В основе обеих систем лежит ст. VII ГАТТ, что говорит об отсутствии существенных расхождений между ними.

ТК ЕАЭС определяет таможенную стоимость, как стоимость сделки с товарами или цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за товары при их продаже для ввоза на единую таможенную территорию ЕАЭС и дополненную расходами на доставку товаров до места ввоза на единую таможенную территорию, при условии, что они не включены в цену контракта.

Таможенная стоимость и сведения, относящиеся к её определению, должны быть достоверными, количественно определяемы и документально подтверждены. Процедура определения таможенной стоимости товаров должна быть общеприменима, то есть не должна различаться в зависимости от источников поставки товаров (вида товара, страны назначения и др.).

Интересно
Определение таможенной стоимости входит в обязанности декларанта либо уполномоченного им представителя (таможенного представителя), в отдельных случаях, установленных законодательством, может производиться таможенным органом (например, если антидемпинговая пошлина исчисляется таможенным органом, то и таможенная пошлина исчисляется им же.).

Декларирование таможенной стоимости производится только декларантом или его таможенным представителем, при этом за предоставление недостоверных сведений или предъявленных документов декларант и наравне с ним его таможенный представитель несут ответственность, предусмотренную законодательством. Таможенный орган производит контроль правильности определения таможенной стоимости в порядке, установленном законодательством.

Заявитель таможенной стоимости оцениваемых товаров декларирует следующие сведения:

  • метод определения таможенной стоимости товаров;
  • величина таможенной стоимости оцениваемых товаров;
  • обстоятельства и условия внешнеэкономической сделки, имеющие отношения к определению таможенной стоимости оцениваемых товаров.

В подтверждение декларируемых сведений заявитель представляет следующие документы, которые должны содержать достоверную и количественно определяемую информацию, в подтверждение:

  • полномочий заявителя;
  • совершения внешнеэкономической сделки (для внешнеэкономической сделки) или в подтверждение права владения и (или) распоряжения оцениваемыми товарами (для сделки не попадающий в рамки внешнеэкономической);
  • транспортировки (перевозки);
  • коммерческие документы по сделке, имеющиеся в распоряжении декларанта;
  • соблюдения запретов и ограничений;
  • соблюдения ограничений, связанных с применением особых
    мер;
  • страны происхождения оцениваемых товаров в случае необходимости представления таковых;
  • обоснования заявленного классификационного кода ТНВЭД;
  • уплаты таможенных платежей и (или) обеспечения их уплаты;
  • права льготы на уплату таможенных платежей, полного или частичного освобождения от уплаты таможенных платежей в соответствии с таможенными процедурами либо уменьшения облагаемой базы для исчисления таможенных платежей;
  • изменения срока уплаты таможенных платежей;
  • заявленной таможенной стоимости оцениваемых товаров и выбранного метода её определения;
  • соблюдения требований в области валютного контроля;
  • регистрации и национальной принадлежности транспортного средства международной перевозки (для автотранспорта в условиях помещения товаров по таможенную процедуру таможенного транзита).

Все перечисленные документы приведены в таможенном кодексе ЕАЭС. Также таможенный кодекс содержит норму, определяющую представление иных документов, если они, а не перечисленные выше, были основанием для декларирования таможенной стоимости. То есть при заявлении таможенной стоимости может потребоваться к представлению с декларацией любой документ, имеющий отношение к определению таможенной стоимости.

Точный перечень документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров, в том числе для определения их таможенной стоимости в зависимости от примененного метода, утверждает ФТС РФ. По мотивированному обращению декларанта таможенный орган может разрешить представление этих документов позже, чем основной пакет документов таможенной декларации, но до принятия решения о выпуске товаров.

Таможенная стоимость заявляется в графе 45 декларации на товары (ДТ) на бланке единого административного документа (ЕАД). Кроме того, за исключением некоторых случаев, определенных законодательством, таможенная стоимость заявляется в декларации таможенной стоимости (ДТС), которая является неотъемлемой частью ДТ. ДТС – по сути это документ, расшифровывающий величину таможенной стоимости, заявленную в ДТ.

В случаях, когда ДТС не заполняется, таможенный орган вправе мотивированно потребовать её представления при наличии признаков недостоверности сведения о таможенной стоимости в ДТ. После того, как подписанные и заверенные печатью декларанта ДТ и ДТС поданы в таможенный орган, таможенная стоимость получает правовой статус «заявленной» и подлежит таможенному контролю.

Допускается внесение изменений (исправлений и корректировок) в ДТ, ДТС, но только при соблюдении законодательно определенных условий:

  • вносимые изменения не влияют на принятие решения о выпуске товаров и не влекут к изменению сведений, влияющих на определение сумм таможенных платежей, за исключением случаев корректировки таможенной стоимости товаров, и соблюдение запретов и ограничений;
  • если к моменту обращения декларанта о внесении изменений таможенный орган не уведомил его о мете и времени проведения таможенного досмотра и (или) не принял решения о проведении иных форм таможенного контроля в отношении задекларированных товаров.

Контроль таможенной стоимости осуществляется таможенным органом и после выпуска товаров. При осуществлении контроля таможенный орган проверяет наличие всех необходимых документов, правильность заполнения деклараций и соответствие заявленных сведений информации подтверждающих документов, правильность выбора метода определения таможенной стоимости, правильность определения составляющих таможенной стоимости и принципы расчета, достоверность заявленной декларантом таможенной стоимости с использованием системы управления рисками (СУР).

В процессе контроля таможенный орган пользуется различной справочной, аналитической информацией по ценам, например, информация производителей, биржевые котировки, справочники цен, информационно-аналитические материалы, издаваемые ФТС, ценовая информация в рамках СУР и т.д.

В случае, когда задекларированная стоимость оцениваемых товаров ниже, чем приведенная в источниках, и у таможенного органа есть сомнения в полноте или достоверности сведений декларации, он может сделать письменный запрос декларанту на предоставление дополнительных документов и сведения для разрешения сомнений. Для этого таможенный орган проводит дополнительную проверку в соответствии с установленным регламентом.

Решение о дополнительной проверке содержит обоснование признаков недостоверности или недоказанности заявленных сведений. Срок представления декларантом дополнительных документов, сведений устанавливается таможенным органом, но не может превышать 60-ти дней.

И не позднее 30-ти дней со дня представления декларантом или уполномоченным таможенным представителем сведений, документов, пояснений, либо письменного объяснения причин невозможности их представления таможенный орган принимает одно из двух решений: либо принятие заявленной таможенной стоимости либо требование корректировки заявленной таможенной стоимости товаров.

Все представленные в ходе дополнительной проверки сведения, документы рассматриваются в совокупности с представленными ранее. Если дополнительная проверка не может быть проведена в установленные законодательством сроки, декларанту предоставляется возможность выпуска товаров при условии уплаты таможенных пошлин и налогов, при этом таможенный орган в письменной форме извещает декларанта о размере требуемого обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов. Данные суммы подлежат возврату в случае принятия по итогам дополнительной проверки решения о первоначально заявленной декларантом таможенной стоимости оцениваемых товаров.

Если же в результате проверки принято решение о корректировке таможенной стоимости, декларант осуществляет корректировку недостоверных сведений и доплачивает таможенные пошлины и налоги. Регламент (порядок, формы и сроки) осуществления корректировки таможенной стоимости (КТС) а далее пересчета подлежащих уплате таможенных платежей устанавливается решением Коллегии ЕЭК ЕАЭС.

КТС товара предполагает заполнение новой ДТС, а также заполнение формы корректировки декларации на товары (КТД), которая также является неотъемлемой частью ДТ и содержит измененные сведения о таможенной стоимости и платежах.

ТС производится декларантом в случае согласия с решением о корректировке, а в обратном случае таможенным органом. КДТ служит основанием либо для доплаты таможенных платежей в случае изменения таможенной стоимости в большую сторону, либо возврату, если КТС привела к уменьшению величины таможенной стоимости.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)