Уголовная ответственность за коррупционные преступления в российском уголовном праве

Статистическое наблюдение преступлений коррупционной направленности. Должностные преступления против интересов службы. Преступления должностных лиц, нарушающие установленные гарантии осуществления предпринимательской деятельности. Преступления против правильного, в соответствии с интересами и задачами, осуществления полномочий в коммерческих и иных организациях. Иные коррупционные преступления. Понятие и система преступлений против правосудия.

Как уже отмечалось, следует отличать разработанное в теории уголовного права понятие «коррупционное преступление» и перечень коррупционных преступлений, и нормативно определенное понятие «преступление коррупционной направленности» и перечень таких преступлений, включая квалифицированный и особо квалифицированный составы, предусмотренные пунктами или совокупностью пунктов частей статей УК РФ. Число таких составов, разумеется, превосходит число статей УК РФ, которыми предусмотрены такие составы.

Впервые единый подход и полнота отражения в формах федерального статистического наблюдения сведений о состоянии преступности в Российской Федерации был на практике внедрен в Указании Генпрокуратуры России и МВД РФ от 1 февраля 2016 г. № 65/11/1 «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности».

Интересно
По состоянию на 13 июля 2020 г. сформирован 81 состав преступлений коррупционной направленности на основании Перечня № 23 Указания Генпрокуратуры России № 35/11, МВД России № 1 от 24 января 2020 г. «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности» (с изм. и доп., внес. 13.07.2020 г.).

В настоящий момент действует приведенное выше Указание Генпрокуратуры России № 35/11, МВД России № 1, в котором перечислено 111 составов преступлений коррупционной направленности (Перечень 23).

В п. 1 названного перечня перечислены признаки преступлений коррупционной направленности, к которым отнесены следующие обязательные требования:

  • наличие надлежащего субъекта уголовно-наказуемого деяния, относящегося:
  • к одной из категорий должностных лиц, указанных в примечаниях к ст. 285 УК РФ:
  • Должностными лицами в статьях Главы 30 (Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления), признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, а также в вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
  • Под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации понимаются лица, занимающие должности, установленные Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.
  • Под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации понимаются лица, занимающие должности, установленные конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.
  • Государственные и муниципальные служащие, не относящиеся к числу должностных лиц, несут уголовную ответственность в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями.

Из п. 3.4 Перечня следует, что к преступлениям коррупционной направленности могут относиться и преступления, совершенные не только должностным лицом, государственным служащим и муниципальными служащим, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации (при наличии соответствующей отметки в статистической карточке).

б) К одной из категорий лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации, действующих от имени и в интересах юридического лица, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, указанным в примечаниях к ст. 201 УК РФ:

  1. Выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением признаются лица, выполняющие функции единоличного исполнительного органа, а также лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих организациях.
  2. наличие связи «деяния со служебным положением субъекта, отступлением от его прямых прав и обязанностей». Понятие «прямые права» и «прямые обязанности» не имеют легального определения и в теории административного права не разработаны. Как правило, вместо них используется понятия «право, прямо предусмотренное» (например, нормативным правовым актом и «обязанность, прямо предусмотренная» (например, должностным регламентом).
  3. обязательное наличие у субъекта корыстного мотива (деяние связано с получением им имущественных прав и выгод для себя или третьих лиц);
  4. совершение преступления только с прямым умыслом.

В том же пункте рассматриваемого перечня № 23 сделана оговорка о том, что «исключением являются преступления, (хотя и не отвечающие указанным требованиям, но относящиеся к коррупционным в соответствии с ратифицированными Российской Федерацией международно-правовыми актами и национальным законодательством, хотя Российское (национальное) законодательство по состоянию на 25 декабря 2020 г. не содержало прямого указания на такие коррупционные преступления), а также связанные с подготовкой условий для получения должностным лицом, государственным и муниципальным служащими, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуги имущественного характера, иных имущественных прав либо незаконного предоставления такой выгоды».

Интересно
Из этой оговорки следует, что понятие «коррупционное преступление» шире по объему понятия «преступление коррупционной направленности». Таким образом, указанный ниже перечень нельзя считать исчерпывающим перечнем коррупционных преступлений со всеми вытекающими из этого вывода следствиями для организации статистического учета коррупционной преступности.

В п. 2 перечня № 23 дан не только конкретный перечень преступлений коррупционной направленности и норм об ответственности за их совершение, закрепленных в статьях Особенной части УК РФ, но и приведена классификация таких преступлений.

Согласно рассматриваемому указанию, выделены 3 группы преступлений коррупционной направленности (в перечне 2018 г. также были выделены 3 группы преступлений коррупционной направленности):

  1. Преступления, относящиеся к преступлениям коррупционной направленности без дополнительных условий: ст.ст. 141.1 (Нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума), 184 (Оказание противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования или зрелищного коммерческого конкурса), п «б» ч. 3 ст. 188 (Контрабанда утратила силу), ст. 200.5 (Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок), 201.1 (Злоупотребление полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа), 204 (Коммерческий подкуп), 204.1 (Посредничество в коммерческом подкупе), 204.2 (Мелкий коммерческий подкуп), п. «а» ч. 2 ст. 226.1 (Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, совершенные должностным лицом с использованием своего служебного положения), п. «б» ч. 2 ст. 229.1 (Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, совершенные должностным лицом с использованием своего служебного положения), ст. 289 (Незаконное участие в предпринимательской деятельности), 290 (Получение взятки), 291 (Дача взятки), 291.1 (Посредничество во взяточничестве), 291.2 (Мелкое взяточничество) УК РФ.
  2. Преступления, относящиеся к перечню коррупционных преступлений при наличии определенных условий:
  3. преступления, относящиеся к перечню при наличии в статистической карточке основного преступления отметки о его коррупционной направленности: ст.ст. 174 Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенного другими лицами преступным путем),
  4. Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления), 175 (Приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем), ч. 3 с. 210 (Организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней), совершенные лицом с использованием своего служебного положения), 210.1 (Занятие высшего положения в преступной иерархии) УК РФ;
  5. преступления, относящиеся к перечню в соответствии с международными актами при наличии в статистической карточке основного преступления отметки о его коррупционной направленности: ст.ст. 294 (Воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования), 295 (Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование), 296 (Угроза или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования), 302 (Принуждение к даче показаний), 307 (Заведомо ложное показание, заключение эксперта, специалиста или неправильный перевод), 309 (Подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу) УК РФ;
  6. преступления, относящиеся к перечню при наличии в статистической карточке отметки о совершении преступления с корыстным мотивом: п. «а» и «б» ч. 2 ст. 141 (Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий, совершенное лицом с использованием своего служебного положения), ч. 2 ст. 142 (Фальсификация избирательных документов, документов референдума, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, либо соединенные с подкупом), ст. 170 (Регистрация незаконных сделок с недвижимым имуществом), 200.4 (Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд), 206 (Захват заложника) 201 (Злоупотребление полномочиями), 202 (Злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами), ч. 2 и 2.1 ст. 258.1 (Незаконные добыча и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) видам охраняемым международными договорами Российской Федерации, совершенные должностным лицом с использованием своего служебного положения), ст. 285 (Злоупотребление должностными полномочиями), 285.1 (Нецелевое расходование бюджетных средств), 285.2 (Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов), 285.3 (Внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений), 285.4 (Злоупотребление должностными полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа), ч. 1 и 2 и п. «в» ч. 3 ст. 286 (Неисполнение сотрудниками органа внутренних дел приказа), ст. 292 (Служебный подлог), ч. 3 ст. 299 (Привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности или незаконное возбуждение уголовного дела), ч. 2 и 4 ст. 303 (Фальсификация доказательств и результатов оперативно-розыскной деятельности лицом, производящим дознание, следователем, прокурором или защитником), ст. 305 (Вынесение заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта) УК РФ;
  7. преступления, относящиеся к перечню при наличии в статистической карточке отметки о совершении преступления должностным лицом, государственным служащим и муниципальным служащим, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации: ч. 4 ст. 188 (Контрабанда — утратила силу), п. «в» ч. 3 ст. 226 (Хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств), ч. 3 ст. 226.1 (Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов), ч. 2 ст. 228.2 (Нарушение правил оборота наркотических средств или психотропных веществ), п. «в» ч. 2 ст. 229 (Хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ, а также растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества), ч. 3 и 4 ст. 229.1 (Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ) УК РФ;
  8. преступления, относящиеся к перечню при наличии в статистической карточке отметки о совершении преступления должностным лицом, государственным служащим и муниципальным служащим, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, и с корыстным мотивом: ч. 3 и 4 ст. 183 (Незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну причинившие крупный ущерб или совершенные из корыстной заинтересованности, повлекшее тяжкие последствия), п. «б» ч. 4 ст. 228.1 (Незаконное производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные сбыт или пересылка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества совершенные лицом с использованием своего служебного положения), п. «б» ч. 2 ст. 228.4 (Незаконные производство, сбыт или пересылка прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, а также незаконные сбыт или пересылка растений, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, либо их частей, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ совершенные лицом с использованием своего служебного положения), ч. 3 ст. 256 (Незаконная добыча (вывоз) водных биологических ресурсов), ч. 2 ст. 258 (Незаконная охота), ч. 3 и 3.1 ст. 258.1 (Незаконные добыча и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации совершенные лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору либо организованной группой), п. «в» ч. 2 и ч. 3 ст. 260 (Незаконная рубка зеленых насаждений совершенная лицом с использованием своего служебного положения), ч. 1 и 3 ст. 303 (Фальсификация доказательств и результатов оперативно-розыскной деятельности совершенные должностным лицом), ст. 322.1(Организация незаконной миграции), 322.2 (Фиктивная регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации и фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации), 322.3 (Фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в Российской Федерации) УК РФ;
  9. преступления, отнесение которых к перечню зависит от даты возбуждения уголовного дела при наличии в статистической карточке отметки о совершении преступления должностным лицом, государственным служащим и муниципальным служащим, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, и с корыстным мотивом: п. «б» ч. 3 ст. 228.1 (Незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные сбыт или пересылка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества в значительном размере) УК РФ;
  10. преступления, относящиеся к перечню при наличии в статистической карточке отметок о коррупционной направленности преступления, о совершении преступления должностным лицом, государственным служащим и муниципальным служащим, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, с использованием своего служебного положения: ч. 3, 4, 5, 6 и 7 ст. 159 (Мошенничество), ч. 3 и 4 ст. 159.1 (Мошенничество в сфере кредитования), ч. 3 и 4 ст. 159.2 (Мошенничество при получении выплат), ч. 3 и 4 ст. 159.3 (Мошенничество с использованием электронных средств платежа), ст. 159.4 (Мошенничество в сфере предпринимательской деятельности), ч. 3 и 4 ст. 159.5 (Мошенничество в сфере страхования), ч. 3 и 4 ст. 159.6 (Мошенничество в сфере компьютерной информации), ч. 3 и 4 ст. 160 (Присвоение или растрата), ч. 3 и 4 ст. 229 (Хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ, а также растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества) УК РФ.
  11. преступления, относящиеся к перечню при наличии в статистической карточке отметки о совершении преступления должностным лицом, государственным служащим и муниципальным служащим, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, с использованием своего служебного положения: ч. 5 ст. 228.1 (Незаконное производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные сбыт или перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, совершенные в особо крупном размере) УК РФ.
  12. В третью группу преступлений коррупционной направленности нормотворцем (Генеральная прокуратура РФ и МВД России) включены не собственные преступления коррупционной направленности, а те преступления, которые могут способствовать совершению первых.

Преступления, которые могут способствовать совершению преступлений коррупционной направленности, относящиеся к перечню при наличии в статистической карточке сведений о совершении преступления, связанного с подготовкой, в том числе мнимой, условий для получения должностным лицом, государственным служащим и муниципальным служащим, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества либо незаконного предоставления такой выгоды:

  • ст.ст. 159 (Мошенничество),
  • 159.1 (Мошенничество в сфере кредитования),
  • 159.2 (Мошенничество при получении выплат),
  • 159.3 (Мошенничество с использованием электронных средств платежа),
  • 159.4 (Мошенничество в сфере предпринимательской деятельности утратила силу),
  • 159.5 (Мошенничество в сфере страхования),
  • 159.6 (Мошенничество в сфере компьютерной информации) (за исключением случаев, указанных в п. 3.6 Перечня № 23),
  • 169 (Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности),
  • 178 (Ограничение конкуренции),
  • 179 (Принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения) УК РФ.

Таким образом, при выделении преступлений коррупционной направленности основой их классификации являются:

  • наличие специального субъекта, признаки которого перечислены в примечаниях к ст.ст. 285, 201 УК РФ;
  • обязательной связью деяния со специальным субъектом преступления, непосредственно связанная с отступлением от прямых прав и обязанностей специального субъекта преступления;
  • обязательным наличием у специального субъекта корыстного мотива, связанного с получением им имущественных прав и выгод для себя или для третьих лиц;
  • совершение преступления только с прямым умыслом.

Неизменным остается специальный субъект: должностное лицо, совершившее преступление с использованием своего служебного положения, умысел — прямой, и корыстный мотив. Статистические данные о коррупционных преступлениях, совершаемых в России, ежегодно публикуются в «Данных судебной статистики по делам коррупционной направленности» Судебного Департамента при Верховном Суде Российской Федерации на официальном сайте Верховного Суда Российской Федерации.

Например, мы можем выяснить, что за 2019 г. к уголовной ответственности за совершение преступлений коррупционной направленности были привлечены:

  • всего по всем составам коррупционной направленности — 16 607 человек;
  • за незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ) — 10 человек;
  • за дачу взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействие) (ч. 2 ст. 291 УК РФ) — 2 человека;
  • за посредничество во взяточничестве в значительном размере (ч. 1 ст. 291.1 УК РФ) — 21 человек;
  • за мелкое взяточничество (ч. 1 ст. 291.2 УК РФ) — 3 714 человек.

В настоящее время в УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за более чем 50 видов коррупционных преступлений, которые принято разделять на публичные и непубличные, связанные с подкупом и не связанные с подкупом. К основным публичным коррупционным преступлениям, посягающим на авторитет государственной власти, интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления, относятся преступления Главы 10 УК РФ: злоупотребление должностными полномочиями(ст. 285), взяточничество — получение взятки (ст. 290), дача взятки (ст. 291) и посредничество во взяточничестве (ст. 291.1), мелкое взяточничество (ст. 291.2).

К непубличным коррупционным преступлениям, посягающим на интересы службы в коммерческих и иных организациях, относятся преступления, относятся преступления Главы 23 УК РФ: злоупотребление полномочиями (ст. 201), коммерческий подкуп (ст. 204), посредничество в коммерческом подкупе (ст. 204.1), мелкий коммерческий подкуп (ст. 204.2).

Далеко не каждый штатный работник коммерческой или некоммерческой организации автоматически должен быть отнесен к лицам, выполняющим управленческие функции в этих организациях и нести ответственность за злоупотребление полномочиями и незаконное получение предмета коммерческого подкупа. Это прежде всего директор, генеральный директор, член правления акционерного общества, председатель производственного или потребительского кооператива, руководитель общественного объединения, религиозной организации.

Точно также не любой сотрудник органа власти, государственного учреждения, муниципального унитарного предприятия моет быть отнесен к числу должностных лиц и может привлекаться к уголовной ответственности за получение взятки, другие злоупотребления полномочиями. В их число включают руководителей министерств, территориальных органов исполнительной власти, начальников управлений, отделов, их заместителей.

Вопрос о содержании организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций как разновидность управленческих обязанностей, выполняемых субъектом служебных преступлений в коммерческих и иных организациях, и должностных преступлений, составы которых объединены в Главу 30 УК РФ, разъясняется в п. 4 и 5 постановления Пленума ВС РФ от 16 октября 2009 г. № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» (применительно к должностным преступлениям). По нему сформировалась и стабильная судебная практика.

Так, организационно-распорядительные функции включают в себя руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложения дисциплинарных взысканий.

К административно-хозяйственным функциям могут быть отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций, учреждений, а также совершение иных действий (выплата заработной платы, премий и т. д.).

Особой категорией должностных лиц — субъектов публичных коррупционных преступлений, являются представители власти. Одним из основных признаков представителя власти является наделение его функциями властвования, присвоение ему права совершения по службе действий, порождающих обязательные для значительного, не подчиненного по службе круга лиц, а иногда и для всех граждан последствия (прим. к ст. 318 УК РФ).

К представителям власти следует относить, например, депутатов Госдумы и Совета Федераций, законодательных органов государственной власти субъекта РФ, представительных органов власти муниципального уровня, членов Правительства РФ и органов исполнительной власти субъекта РФ, судей, наделенных соответствующими полномочиями сотрудников прокуратуры, налоговых, таможенных органов, органов МВД и ФСБ России, состоящих на государственной службе аудиторов, государственных инспекторов и контролеров, военнослужащих, несущих обязанности по охране общественного порядка.

ВС РФ не приводит полного перечня должностных лиц указанной категории. В п. 3 Постановления Пленума ВС РФ № 19 к представителям власти отнесены лица, наделенные правами и обязанностями по осуществлению функций органов законодательной, исполнительной или судебной власти, а также иные лица правоохранительных или контролирующих органов, наделенные распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательными для исполнения гражданами, организациями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

В следственной и судебной практике единообразного понимания круга субъектов должностных преступлений не сложилось. Долгое время дискуссионным оставался вопрос об отнесении к таким должностным лицам категорий работников, как врачи, преподаватели государственных или муниципальных учреждений.

Согласно тому же Постановлению Пленума ВС РФ № 19, к организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридический последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной (аттестационной) комиссии).

Исходя из материалов судебной практики преподаватели государственных учебных заведений и раньше признавались субъектом должностных преступлений. Например, Курганским областным судом 5 ноября 1998 г. М. был осужден по ч. 2 ст. 173, ст. 175 УК РСФСР, п. «б» ч. 4 ст. 290 и ст. 292 УК РФ за неоднократное получение взяток от студентов заочного факультета Курганского государственного университета, совершение должностных и служебных подлогов в 1996-1997 гг.

Интересно
Кассационные жалобы с просьбой об отмене приговора и о прекращении производства по делу в связи с тем, что преподаватель университета якобы не является должностным лицом — субъектом должностного преступления. Судебная коллегия ВС РФ по уголовным делам в решении от 11 марта 1999 г. не удовлетворила исходя из того, что М., работая доцентом кафедры, как преподаватель был наделен правом принятия экзаменов у студентов.

Несдача экзамена студентом влекла определенные правовые последствия: он не допускался к следующей сессии, не переводился на следующий курс, мог быть отчислен из вуза. Поскольку М. выполнял свои обязанности в государственном учебном заведении, он являлся должностным лицом, наделенным организационно-распорядительными функциями, а значит , и тем с3бъектом должностных преступлений, которые указаны в перечне, содержащемся в п. 1 примечаний к ст. 285 УК РФ и в примечаниях к ст. 170 УК РСФСР 1960 г. (действовал до 31.12.1996 г.). Таким образом М. был обоснованно признан субъектом должностного преступления.

Другой пример касается признания должностным лицом медицинского работника. Так, Ставропольским краевым судом Ш. был осужден по п. «б» ч. 4 ст. 290 УК РФ за то, что являясь врачом-терапевтом городской поликлиники и по совместительству заместителем заведующего горздравотдела администрации г. Невинномысска Ставропольского края, назначенным на должность председателя медицинской водительской комиссии при поликлинике и злоупотреблении своим служебным положением, из корыстных побуждений в течение 1997-1998 гг. при приеме граждан, проходящих медицинскую комиссию, получал взятки за выдачу медицинских справок о профессиональной пригодности.

Общим основанием для признания тех или иных лиц должностными должен быть определен характер выполняемых ими функций. Одни и те же категории работников по характеру и содержанию своей деятельности могут выполнять и функции, связанные с административно-хозяйственными либо организационно-распорядительными функциями, и обязанности профессиональные. Поэтому решающим в этих случаях будет установление того, выполняло ли данное лицо в конкретном случае должностные или профессиональные функции. Этот критерий применим ко всем названным и другим категориям работников.

Проводимый анализ уголовных дел подтверждает сложность установления в процессе квалификации органами прокуратуры и суда определенного круга должностных лиц, и в том числе такого, как глава органа местного самоуправления. В определении Судебной коллегии по уголовным делам ВС РФ от 7 апреля 2008 г. № 46-О08-19 нашло подтверждение положение о том, что глава администрации поселения муниципального района субъекта РФ является главой органа местного самоуправления, а не просто должностным лицом.

Пленум ВС РФ от 9 июля 2013 г. дал судебное толкование новой категории должностных лиц: иностранное должностное лицо и должностное лицо публичной международной организации.

К иностранным должностным лицам и должностным лицам публичной международной организации в ст.ст. 290, 291 и 291.1 УК РФ, по мнению высшей судебной инстанции, относятся лица, признаваемые таковыми международными договорами РФ в области противодействия коррупции. Под иностранным должностным лицом следует понимать любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия (например, министр, мэр, судья, прокурор).

С точки зрения ВС РФ к должностным лицам публичной международной организации относятся члены парламентских собраний международных организаций, участником которых является Россия, лица, занимающие судебные должности любого международного суда, юрисдикция которого признана Российской Федерацией. Отметим, что не всегда органы предварительного расследования обращают внимание на особенности правового статуса субъекта, привлекаемого к уголовной ответственности.

Сущность большинства видов коррупции заключается в подкупе – продажности чиновников или управленцев коммерческих организаций. Фомами ее проявления являются возмездные сделки.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)