Понятие и виды коррупции, коррупционная преступность в России

Определение понятия коррупции в науке и деловом обороте. Отличие коррупции от лоббизма. Конвенциональные и национальное определение коррупции: сравнительный анализ. Виды коррупционных нарушений и ответственности за коррупционные правонарушения.

С конца ХХ – начала ХХI вв. в российском обществе возрождается культ наживы, уже не сдерживаемый некогда сильными традиционными конфессиями, укореняется практика использования властных полномочий для установления контроля, а затем присвоения некогда принадлежавших государству земли и имущественных комплексов, формируется олигархат, не ориентированный на защиту национальных интересов.

Новая псевдоэлита, ориентированная на установление фактического контроля над государством в целях защиты собственных интересов в ущерб общенациональным, способствовала формированию неконкурентоспособной – долларозависимой, экспортно-сырьевой и «интеллектуально-сырьевой» экономики, что способствовало распределению большей части ресурсов для поддержки бизнеса через бюджетные механизмы, государственные и муниципальные закупки.

Данная модель экономики предопределила необходимость усиления контрольных функций государства, прежде всего в сфере расходования бюджетных средств, государственного и муниципального заказа, осуществления предпринимательской деятельности. Сформировалась громоздкая система контрольно-надзорных органов с объективно большим коррупциогенным потенциалом, который и сегодня предопределяет низкую эффективность госконтроля во многих сферах.

Осознание властью разрушительного влияния коррупции на экономику, общество и само государство, выразившееся в принятии в конце 2008 г. Федерального закона «О противодействии коррупции», предопределило потребность в качественном усилении функций антикоррупционного контроля и надзора во всех ветвях власти и институтах гражданского общества.

Интересно
Сегодня Россия обладает одним из наиболее развитых в сравнении с большинством других государств антикоррупционным законодательством и системой антикоррупционного контроля и надзора. Для понимания сущности коррупции важно отграничивать её от лоббизма как легальной деятельности.

Тем более что регламентация лоббизма была включена в национальный план противодействия коррупции на 2014-2015 гг., которым Правительству РФ было поручено до 1 марта 2015 г. подготовить закон о лоббизме и определиться с ведомством, которое займется последовательным введением в практику института лоббизма и позаботится о кадровом усилении этого направления работы.

На протяжении длительного периода времени тысячи граждан и юридических лиц в нашей стране (в частности, ассоциации юристов и предпринимателей, их члены) открыто лоббируют, т. е. предлагают и продвигают в государственной власти частные общественные интересы в форме проектов нормативных актов, предложения об изменении функций органов власти, идей, имеющих юридическое значение. В этой связи под лоббированием обычно понимается влияние лиц, не наделенных властными полномочиями на принятие органами власти, их должностными лицами тех или иных решений, входящих в компетенцию.

Интересно
В литературе можно встретить и иное понимание лоббизма — как контакта лоббиста (гражданина) с государственным должностным лицом, который осуществляется в интересах третьего лица в целях влияния на нормотворческое и правоприменительное, в том числе судебное, решение посредством проведения безвозмездных юридических консультаций через деятельность политических партий.

Ключевым признаком данного определения понятия лоббизма является безвозмездность таких контактов для чиновника, т. е. отсутствие какого-либо прямого или косвенного вознаграждения или обещания такого вознаграждения за поддержку предложений лоббиста. Последнее превращает лоббистское влияние в ту или иную форму активной коррупции.

Численность российских лоббистов точно нельзя определить, так как в России, в отличие от США, нет системы их регистрации и обязательной отчетности. К крупным лоббистским организациям России исследователи относят Торгово-промышленную палату России, а также крупные общественные организации, как Российский союз промышленников и предпринимателей, Всероссийский союз страховщиков, Совет по внешней и оборонной политике, Федерацию независимых профсоюзов России.

Во многих странах, где лоббизм давно узаконен (США и Великобритания), граница между лоббизмом и коррупцией настолько тонка, что её не перейти практически невозможно. Так, по мнению некоторых европейских экспертов, принятая в США модель лоббирования так близка к коррупции, что России было бы опасно её заимствовать. При этом нельзя утверждать, что лишь в США и Великобритании лоббирование представителями бизнеса этих стран своих частных интересов, если они совпадают с национальными интересами этих стран, практически никогда не рассматриваются в качестве коррупции.

Другое дело, что в таком понимании различий между коррупцией и лоббизмом нередко отказывают другим странам, в частности России, объявляя нарушением международных антикоррупционных стандартов и даже терроризмом любые формы продвижения экономических интересов бизнеса третьих стран в своих парламентах и правительствах. В настоящее время, при разработке национальных стратегий и планов борьбы с коррупцией, Россия вынуждена формировать собственное понимание содержания коррупции.

В принятом 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» коррупция определена как злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; а равно совершение указанных деяний, от имени или в интересах юридического лица.

Данное определение отличается от дефиниций, которые были закреплены в том или ином виде в ранее ратифицированных Россией Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности, которую по праву можно считать и антикоррупционной,

Конвенции ООН против коррупции. По мнению С.В.Максимова, основные различия заключаются в следующем:

  1. Предметом подкупа государственных (публичных) должностных лиц и лиц, выполняющих управленческие функции в частном секторе, по смыслу ст.ст. 2-11, 15, 16 и 21 Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию и ст. 8 Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности может быть любое неправомерно преимущество, в том числе неимущественного характера.
  2. Другое отличие предполагает возможность признания субъектом коррупции наряду с должностным лицом лица, «оказывающие публичную услугу» ст. 8 Конвенции ООН против национальной организованной преступности (например, нотариальные услуги, услуги юридической помощи, информационная помощь в целях обеспечения оказания государственных и муниципальных услуг).
  3. Ст. 10 той же Конвенции ООН допускает возможность установления уголовной ответственности юридических лиц за коррупцию, которая в настоящее время не предусмотрена УК РФ.

Содержащееся в ФЗ «О противодействии коррупции» определение понятия «коррупция» необходимо уточнить с учетом не только положений ратифицированных Россией антикоррупционных конвенций, но и норм, закрепленных в статьях Особенной части УК РФ, предусматривающих ответственность за коррупционные преступления.

В частности, следует учитывать значительное расширение российским законодателем перечня коррупционных преступлений за последние годы. На 25 сентября 2020 г. криминализированы 57 видов коррупционных преступлений. Однако расхождение теоретических воззрений на понимание сущности и разнообразие проявлений коррупции остаются.

Невозможно согласиться с позицией отдельных исследователей о необходимости отнесения к коррупционым проявлениям вымогательства в местах лишения свободы среди осужденных (внутритюремный рэкет). Вымогательство среди осужденных, основанное на власти тюремных авторитетов, нельзя сравнивать с распространенным вымогательством взяток у осужденных представителями администрации исправительных учреждений, которое нередко осуществляется в виде промысла (взятки как основной или существенный дополнительный источник дохода).

Вымогательство среди осужденных не наносит вреда авторитету государственной власти и государственной службы (разве что косвенно), и, соответственно, коррупцией не является. Как и поборы-подношения технического персонала (дворников, уборщиц, швейцаров, горничных), если только они не совершаются с согласия должностных лиц исправительных учреждений.

Действия «воров в законе» или «смотрящих за зонами», собирающих дань (в отсутствие сговора с должностными лицами уголовно-исполнительной системы) в нарушение неписанных традиций воровского мира (например, в случае присвоения средств «общака») могут подрывать авторитет только воровской, т. е. незаконной власти. Интересы такой власти, разумеется, не подлежит уголовно-правовой охране. Как и любой иной власти, присвоившей полномочия государственной или муниципальной власти в нарушение Конституции РФ.

19 апреля 2016 г. Конституционный Суд РФ впервые разрешил не исполнять решение ЕСПЧ, связанное с предоставлением лицам, осужденным за преступления и отбывающим наказание в условиях лишения свободы, избирательных прав, т. е. прав на формирование органов власти.

Интересно
В этой связи невозможно согласиться с мнением тех исследователей, которые считают, что «анализ основополагающих международных документов по противодействию коррупции дает основание относить деятельность лидеров организованных объединений, осужденных в местах лишения свободы, к коррупционной».

«Положения отечественного закона отражают основные характеристики коррупции в понимании международных документов и её основные признаки — корыстную заинтересованность и использование в этих целях служебного положения», поскольку, согласно международным актам, корысть (стремление к незаконному обогащению) не рассматривается как обязательный признак всех коррупционных нарушений.

Анализ международных антикоррупционных актов и национального антикоррупционного законодательства позволяет сделать вывод о значительном разнообразии форм коррупции, обусловленных наличием или отсутствием признаков подкупа, статусом коррумпируемого и коррумпирующего лиц, отнесением коррупции к государственному, муниципальному или негосударственному сектору, масштабом проявления (федеральным, региональным, локальным, объектовым) коррупции, наличием или отсутствием у коррупционных правонарушений транснационального характера.

Все коррупционные нарушения могут быть разделены на два вида:

  • коррупционные нарушения в форме исключительно этических отклонений (аморальных поступков) — поведения, не влекущего юридической ответственности;
  • коррупционные нарушения в форме правонарушений — поведения, влекущего юридическую ответственность.

Примером этических нарушений может служить совершение публичным лицом действий, которые хотя и не запрещены законом или иным нормативным правовым актом, но создают впечатление о возможной коррумпированности (судья в перерыве судебного заседания обедает с представителем одной из сторон рассматриваемого им дела; чиновник соглашается воспользоваться машиной лица, в интересах которого будет совершать юридически значимые действия; руководитель принимает на работу знакомых, дальних родственников и т. п.).

Коррупционные правонарушения разделяются на четыре основных вида:

  • гражданско-правовые деликты;
  • дисциплинарные проступки;
  • административные правонарушения;
  • преступления.

Определения понятий «коррупционный гражданско-правовой деликт», «коррупционной дисциплинарное правонарушение», «коррупционное административное правонарушение», «коррупционное преступление» законодательно не закреплены, что является актуальной проблемой.

Гражданско-правовые коррупционные деликты — это обладающие признаками коррупции и не являющиеся преступлениями, административно-правовыми правонарушениями и дисциплинарными проступками нарушения правил дарения (гл. 32 ГК РФ), а также нарушения порядка предоставления услуг (гл. 39 ГК РФ).

Дисциплинарные коррупционные проступки — это обладающие признаками коррупции и не являющиеся преступлениями и административными правонарушениями служебные проступки, за которые установлена дисциплинарная ответственность.

К дисциплинарным коррупционным проступкам, в частности, относится нарушение государственным гражданским служащим запретов, установленных антикоррупционным законодательством (ст. 17 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации), в частности:

  • получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждение;
  • использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам, и др.

Административные коррупционные правонарушения — это обладающие признаками коррупции и не являющиеся преступлениями и дисциплинарными проступками правонарушения, за которые установлена административная ответственность.

К административным коррупционным правонарушениям следует отнести такие предусмотренные КоАП РФ правонарушения (в случае, если они не содержат признаков преступлений), как:

  • подкуп избирателей, участников референдума, либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума или, благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах (ст. 5.16 КоАП РФ);
  • непредоставление или неопубликование отчета, сведений о поступлении и расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, референдума (ст. 5.17 КоАП РФ);
  • незаконное использование денежных средств при финансировании избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведения референдума, иной группы участников референдума (ст. 5.18 КоАП РФ);
  • незаконное финансирование избирательной кампании, кампании референдума, оказание запрещенной законом материальной поддержки, связанной с проведением выборов, референдума, выполнение работ, оказание услуг, реализация товаров бесплатно или по необоснованно заниженным (завышенным) расценкам (ст. 5.20 КоАП РФ);
  • использование преимущества должностного лица или служебного положения в период избирательной кампании, кампании референдума (ст. 5.45 КоАП РФ);
  • незаконное вознаграждение от имени юридического лица (ст. 19.28 КоАП РФ) и др.

Коррупционная сущность свойственна и административному правонарушению, предусмотренному ст. 5.16 КоАП РФ: подкупаемые избиратели должны опосредованно действовать в интересах третьей стороны — голосовать за конкретных публичных лиц и их представителей.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)