Коррупция как социально-экономическое и правовое явление

Распространение коррупции в России в 90-е годы ХХ века и в настоящее время. Проблемы становления коррупции, масштабы распространения и неэффективность противодействия со стороны ведущих держав. Рассмотрение различных подходов к пониманию сложного социального общественного феномена коррупции. Взаимосвязь и взаимообусловленность коррупции и теневой экономики. Основные теоретические подходы к определению коррупции и круга коррупционных деяний. Цивилизационные модели коррупции.

В феврале 1992 г., после распада СССР, в МВД России было образовано Главное управление по борьбе с организованной преступностью (ГУБОП), связанное со спецслужбами и координирующее с ними свою деятельность. С июля 1992 г. появились также региональные управления по борьбе с организованной преступностью (РУОПы) при ГУВД, УВД, управления и отделы при МВД, УВД, спецподразделения органов внутренних дел на транспорте, исполнения наказания, оперативного поиска, а также научные подразделения МВД.

При следственных аппаратах МВД, ГУВД, УВД были созданы специальные отделы для работы с коррумпированными чиновниками. В Следственном комитете МВД было создано Управление по расследованию организованной преступной деятельности и коррупции. В 1998 г. Президент РФ наделил Следственный комитет МВД еще более значительными полномочиями в борьбе с организованными группировками. В настоящее время Росстат оценил размер теневой экономики в России почти 11, 7 трл рублей, со ссылкой на свои данные за 2014-2018 гг.

Самая высокая доля в теневом секторе приходится на операции с недвижимостью, сельское хозяйство, торговлю и строительство. Из подсчетов следует, что объем неучтенного рынка за этот период равен 12,7% ВВП.

Доля скрытой экономики в ВВП снижается. Например, в 2014 г. она была равна 13,8% ВВП, а в 2015-2016 гг. уже 13,3%. но её абсолютный объем остается примерно одинаковым: от 10,9 трл рублей в 2014 г. до 11,4 трл рублей в 2016 г. Предположительно в неформальном секторе трудятся 15 млн человек. Не следует думать, что проблема коррупции характерна только для России. Необходимость борьбы с коррупцией обусловлена тем фактом, что «коррумпированные страны менее успешно осуществляют процесс экономической, социальной и технологической интеграции в мировое сообщество и сильнее страдают от негативных влияний глобализации.

Для борьбы с коррупцией требуются в первую очередь эффективные национальные судебные и правоохранительные органы, а также расширение международноправового сотрудничества в области борьбы с коррупцией. Такая необходимость вызвана последствиями коррупции, которая угрожает верховенству закона, демократии и правам человека, подрывает основы государственного управления и международного правопорядка, ведет к искажению условий конкуренции и наносит серьезный урон стабильности демократических институтов и моральным устоям общества».

Как говорится в докладе ООН «Оперативные приоритеты: руководящие положения на среднесрочную перспективы» от 26 ноября 2002 г., антигражданское поведение наносит ущерб экономическому развитию самыми различными способами.

Коррупция может служить причиной несостоятельности государства, лишая честных людей возможности получать элементарные услуги и увеличивая разрыв между богатыми и бедными. Однако у каждой страны есть свои сложности в реализации тех или иных важных для общества задач. Характеризуя состояние правовой культуры в российском обществе, необходимо отметить негативное влияние на нее отсутствия национальной идеи в современный период развития.

Необходимо отметить такое важное обстоятельство, что коррупция тесно связана с организованной преступностью и терроризмом, что подчеркивается во многих документах ООН. Основным корруптером становятся экономические и другие организованные преступники, террористические и другие организованные преступные формирования, контролируемые ими легализованные или легальные структуры. Это одна из закономерностей и функционирования организованной преступности, и широкомасштабной коррумпированности общества.

В ст. 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» коррупция определяется как:

  • злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
  • совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени и в интересах юридического лица.

Следовательно, во-первых, законодатель преимущественно говорит о подкупе и продажности, но при этом только о взяточничестве и коммерческом подкупе. Во-вторых, речь идет и об ином незаконном использовании «физическим лицом должностного положения вопреки законным интересам общества и государства …». Эту формулировку можно трактовать таким образом, что речь идет только о деяниях должностных лиц в понимании примечания к ст. 285 УК РФ.

В-третьих, в ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» указываются также злоупотребление служебными полномочиями, злоупотребление служебным положением, т. е. деяния, которые могут быть связаны с коррупционными, но сами по себе признаков подкупапродажности не имеют. Круг субъектов злоупотребления полномочиями здесь не указан.

Следовательно, к выделению круга коррупционных преступлений на базе Федерального закона «О противодействии коррупции» надо подходить иначе, чем при использовании основанного на международно-правовых документах критерия подкупа-продажности. К коррупционным преступлениям, перечисленным в Федеральном законе «О противодействии коррупции», могут быть отнесены и другие преступления, предусмотренные Конвенцией ООН против коррупции, иными международно-правовыми документами, федеральными законами РФ.

В работах об антикоррупционной деятельности приводятся примеры существующих цивилизационных классификаций коррупции, под которыми понимаются характеристики общих черт состояния коррупции в стране в целом или в группе сравниваемых стран. С.Х. Алатас отписывает три класса коррумпированности общества по масштабам и характеру, так и в качестве возможных стадий роста коррупции.

На первой стадии коррупция сравнительно ограничена и не имеет влияния на обширные сферы социальной жизни. Она в основном располагается в пределах верхней социальной страты. На второй стадии коррупция становится широко распространенной и охватывает практически все сферы общественной жизнедеятельности, так как почти все сделки совершаются посредством подкупа. Третья стадия выступает коррупционным разрушением общественного строя.

А. Хайденхаймер рассматривает четыре культурных типа, в рамках которых различается степень коррупциогенности конкретного социального устройства:

  • систему, основанную на традиционных родственных отношениях;
  • систему, основанную на традиционных отношениях «патрон-клиент»;
  • систему, основанную на современных отношениях «лидер — последователь»;
  • систему, основанную на отношениях гражданской культуры.

Существует географическая модель классификации коррупции, в рамках которой обобщаются многие научные наблюдения исследователей коррупции.

Она включает в себя:

  • западноевропейскую модель, для которой характерен низкий уровень коррупции, воспринимаемой обществом как явная аномалия, сопряженная с нарушением закона. Часто такую коррупцию называют экономической;
  • азиатскую модель, в границах которой коррупция воспринимается как привычное и общественно приемлемое культурное и экономическое явление, связанное с историей, традициями, обусловившими функционирование государства. Такую коррупционную модель можно назвать социальной; африканскую модель, где власть продается «на корню» группе основных экономических кланов и политическими средствами обеспечивает надежность их существования. Для страны это означает использование демократических процедур в качестве камуфляжа, экономика приватизируется, резко дифференцирует социум и функционирует в интересах узкой олигархической группы;
  • латиноамериканскую модель, при которой попустительство правительства дает возможность теневым и криминализированным секторам экономики достигнуть могущества, соизмеримого с государственным.

Для изучения проблемы коррупции представляет огромный интерес схему уровней преступности Дмитрия Анатольевича Шестакова, так называемая «воронка Шестакова», составляющая девять уровней преступности:

  1. Обыденный.
  2. Обыденная профессиональная преступная деятельность.
  3. Преступность «серой» экономики, т. е. связанная с производством, в общем, полезных для человека товаров и услуг. К этому уровню относится и значительная часть экологических преступлений.
  4. Шлаковая организованная преступная деятельность — преступления, связанные с «черной» экономикой: наркобизнес, организованная проституция, торговля людьми, незаконная торговля человеческими органами, оружием и др.
  5. Терроризм и экстремизм.
  6. Внутренний государственный уровень — преступления, совершаемые государством против собственного народа.
  7. Внутренний олигархический уровень.
  8. Внешний государственный уровень — развязывание агрессивных войн и др.
  9. Планетарный олигархический уровень.

По мнению А.Д. Шестакова коррупция присуща всем девяти уровням преступности. «Коррупция, как и преступность в целом, есть продукт самовоспроизводства общества. В постсоветских, постсоциалистических обществах, торговля в которых прежде была ограничена, в новых условиях многие люди, не имея значительных духовных ориентиров, без оглядки бросились продавать и продаваться. … Коррупция присуща всем девяти уровням преступности.

На глобально-олигархическом уровне, например, транснациональные компании (ТНК) осуществляют противоправный контроль над природными ресурсами, СМИ, высшей государственной властью в странах всего мира, всемирной финансовой системой. В этот уровень преступности корнями уходят организуемые банковские кризисы. Коррупционная схема здесь такова.

Вкладчики (они же налогоплательщики) в виде налогов и финансовых вложений передают государственные средства государствам и банкам. Банки разными способами выводят (изымают) со своих счетов денежные средства, с их участием совершается хищение. Государства оказывают банкам поддержку, т. е. отдают им средства тех же вкладчиков, налогоплательщиков. Спрашивается, стало бы высшее государственное чиновничество отдавать деньги граждан, если бы оно не имело своего собственного государственного интереса?

В детерминации коррупции решающую криминогенную роль играет противоречие между материальным и духовным началами. Эффективное противодействие немыслимо без возрождения российской духовности, национальной идеи». На счетах преступной группы россиян, в первую очередь, в зарубежных банках, осели сотни миллиардов. По разным оценкам состояние 100 самых богатых россиян составляет от 142 до 442 млрд долларов США.

”Интересно”
“]Интересно мнение А.Е. Лебедева о том, что только благодаря западным банкам, юристам и бухгалтерам коррупция, бывшая на протяжении многих веков в значительной степени национальной проблемой, стала международным явлением — иначе говоря, произошла ее глобализация. Она основана на связях между коррумпированными элитами бедных наций и международными финансовыми центрами Запада.

Международная сеть коррупции представляет собой худший побочный продукт глобализации. Ключ к борьбе с глобальной коррупцией лежит не в самих коррумпированных странах, а в Великобритании и Европе. «Именно Европа создала новую финансовую архитектуру, благодаря которой из бедных и плохо управляемых стран хлынули потоки “грязных” денег.

Запад позволяет коррумпированным национальным элитам криминально обогащаться, извлекая выгоду для себя. … Международная коррупционная система возникла не случайно: она была создана, чтобы зафиксировать превосходство Запада над всем остальным миром. Однако … перераспределяя мировые ресурсы в свою пользу, Европа сама оказывается под угрозой».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)