Учение Н. Макиавелли о государстве и праве

Эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре Нового времени, получила название Возрождение (Ренессанс). Термин «Возрождение» означает возврат к ценностям античного мира, поворот к античной литературе, искусству, науке.

Зародилось оно в Италии в XIV веке, достигнув пика в XVI веке. Возрождение оказало значительное влияние на Европу. В этот период произошли кардинальные перемены в культурной, политической, религиозной сферах.

В процессе преодоления феодальной раздробленности формировались централизованные  абсолютистские государства. Авторитет католической церкви постепенно ослабевал. Все происходящие процессы повлияли и на политикоправовую мысль Западной Европы.

Так, произошли отказ от схоластики и обращение к опыту и эмпирическим методам исследования. Усилились критическое отношение к религиозным доктринам и интерес к научному потенциалу античности. Основой научных знаний стал гуманизм, т. е. изучение человека, его психологии и морали. Произошло признание ценности человеческой личности, и появились первые ростки теории прав человека.

Одним из первых представителей эпохи Возрождения является Никколо Макиавелли.

Никколо Макиавелли (Макьявелли) (1469­ – 1527) – итальянский мыслитель, писатель, политический деятель. Вплоть до 1512 года занимал должности секретаря во второй канцелярии, коллегии Десяти Флорентийской республики.

Свои взгляды на политику, государство он изложил в таких сочинениях, как «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» (1513-1517), «Государь» (1513, издан в 1532), «История Флоренции» (1520-1525) и др.

В первую очередь следует отметить, что как яркий представитель новой эпохи Н. Макиавелли освободил свое учение от теологии. Свои политические взгляды он сформировал на основе изучения исторического опыта и современного ему опыта в области государствоведения. Макиавелли считают основоположником науки политологии. Ему приписывают введение в научный оборот термина «stato» (государство).

Государство, по мнению Н. Макиавелли, появляется в связи с потребностью людей в общем благе. Люди объединились для того, чтобы лучше защищаться. Поэтому целью государства является безопасность личности и незыблемость собственности. Государство отличает от других форм объединений наличие аппарата принуждения и законов.

Так, основой власти в государстве «служат хорошие законы и хорошее войско». Однако у Н. Макиавелли первое зависит от второго, т. к. «хороших законов не бывает там, где нет хорошего войска, и наоборот, где есть хорошее войско, там хороши и законы».

Мыслитель сделал важный вывод о том, что армия должна состоять только из итальянцев, а не из наемников, что является одним из условий создания общенационального государства. В условиях раздробленной Италии это было крайне важно.

Все государства Н. Макиавелли делил на республики и монархии. Приоритетной формой правления считал смешанную республику, состоящую из элементов монархии, аристократии и демократии. В качестве важного средства управления подданными рассматривал религию. Религия на службе у государства, а не наоборот. Критиковал католическую церковь за то, что та держала страну раздробленной.

В «Государе» Н. Макиавелли дает советы, как нужно поступать правителю, чтобы удержать власть. Например, государь должен вести себя с подданными так, чтобы никакое событие – ни дурное, ни хорошее – не заставляло его изменить своего обращения с ними, т. к. «случись тяжелое время, зло делать поздно, а добро бесполезно, ибо его сочтут вынужденным и не воздадут за него благодарностью».

Больше всего правитель должен опасаться презрения и ненависти подданных. Так как главной причиной гибели императоров были либо ненависть к ним, либо презрение. Поэтому лучше быть скупым, чем щедрым, ибо «больше мудрости в том, чтобы, слывя скупым, стяжать худую славу без ненависти, чем в том, чтобы, желая прослыть щедрым и оттого поневоле разоряя других, стяжать худую славу и ненависть разом».

На вопрос о том, что лучше, чтобы государя любили или боялись, Н. Макиавелли отвечает, что мудрому правителю лучше рассчитывать на то, что зависит от него, а не от кого-то другого, т. е. страх, ибо «любят государей по собственному усмотрению, а боятся – по усмотрению государей».

Государь, если он желает удержать в повиновении подданных, не должен считаться с обвинениями в жестокости, поскольку, «учинив несколько расправ, он проявит больше милосердия, чем те, кто по избытку его потворствует беспорядку. Ибо от беспорядка, который порождает грабежи и убийства, страдает все население, тогда как от кар, налагаемых государем, страдают лишь отдельные лица».

Интересно
Разумный правитель не может и не должен оставаться верным своему обещанию, если это вредит его интересам и если отпали причины, побудившие его дать обещание. Кроме того, Н. Макиавелли учит, что государь должен быть сильным, как лев, но хитрым, как лис.

Государю надо уметь выбирать себе советников, т. к. об уме правителя судят по тому, каких людей он к себе приближает. Если они преданные и способные, значит и правитель мудрый, поскольку умел распознать их способности и удержать их преданность.

Как итог, Н. Макиавелли отмечает, что самое главное для государя – своими поступками создать себе славу великого человека, наделенного умом выдающимся.

Эти и другие советы Николо Макиавелли о том, что нужно делать, чтобы завоевать власть и ее удержать, вошли в историю политической мысли под термином «макиавеллизм». А его произведения на долгие века стали практическим пособием для многих правителей. Таким образом, главная идея его творчества – создание единого светского национального итальянского государства – отодвинута была на второй план.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)