Учение Г. Гроция о праве и государстве

Гуго де Гроот Гроций (1583-1645) – выдающийся голландский юрист, один из основоположников раннебуржуазного учения о государстве и праве, теории естественного права, основатель международного права.

В возрасте пятнадцати лет Г. Гроций попал на аудиенцию к королю Генриху IV, и его поразительные знания настолько восхитили двор, что король воскликнул: «Вот чудо Голландии!». За участие в политических событиях он был арестован и приговорен к пожизненному заключению. Однако ему удалось бежать в Швецию, где он был назначен послом в Париж.

Интересно
Основной труд Г. Гроция, в котором изложены взгляды на право и государство, «О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права» (1625). Кроме того, его политикоправовые взгляды изложены и в таких работах, как трактат «О праве добычи» (1609), «О древности и строе Батавской республики» (1610), «Введение в изучение права Голландии» (1631) и др.

Г. Гроций считается основоположником договорной теории происхождения государства. Именно он впервые в Новое время заключил, что люди объединились в государство добровольно, а не по божественному повелению. Способствовало этому природное влечение человека к общению с себе подобными. Так, согласно Г. Гроцию, «первоначально люди объединились в государство не по божественному повелению, но добровольно, убедившись на опыте в бессилии отдельных рассеянных семейств против насилия, откуда ведет свое происхождение гражданская власть».

Г. Гроций дал следующее определение государству: это «совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы». К признакам государства мыслитель отнес верховную власть, а к ее атрибутам – издание законов, правосудие, назначение должностных лиц, взимание налогов, вопросы войны и мира, заключение международных договоров.

Верховная власть никому не подчиняется, это сувенная власть. Г. Гроций различал носителей верховной власти и носителей власти в собственном смысле. Так, в первом случае общим носителем верховной власти (т. е. суверенитета) является государство в целом, носителем же власти в собственном смысле может быть одно или несколько лиц, в зависимости от формы правления.

Формам правления Г. Гроций особого внимания не уделял. Он выделял власть царя, нескольких лиц или множества людей.

Мыслитель считал, что при создании государства народ мог избрать любую форму правления; поэтому народ должен повиноваться правителям, ибо договоры в соответствии с естественным правом должны исполняться. Но народ имеет право на сопротивление государю в некоторых случаях, например, если государь нарушил закон или такое право оставлено за народом в акте о вручении власти, а также в других случаях. Также Г. Гроций считал, что не следует повиноваться приказам власти, противным естественному праву и божественным заповедям.

Г. Гроций разделил право на естественное и волеустановленное. Естественное право есть «предписание здравого разума». Естественное право «состоит в том, чтобы предоставлять другим то, что им уже принадлежит, и выполнять возложенные на нас по отношению к ним обязанности».

Естественное право «столь незыблемо, что не может быть изменено даже самим богом». Далее Г. Гроций отмечает, что хотя божественное всемогущество и безмерно, есть нечто, на что оно не распространяется. И приводит следующий пример «подобно тому как бог не может сделать, чтобы дважды два не равнялось четырем, так точно он не может зло по внутреннему смыслу обратить в добро».

Волеустановленное право должно соответствовать предписаниям естественного права. Оно делится на человеческое и божественное. В свою очередь человеческое право делится на внутригосударственное, а также на право человеческое в более широком и в более узком смысле по сравнению с внутригосударственным. Последнее исходит от гражданской власти.

Под правом в более узком смысле Г. Гроций понимал то, которое не исходит от гражданской власти, но подчинено ей (например, веление отца или господина). Под правом в более широком смысле Г. Гроций понимал право народов, то есть «то, которое получает обязательную силу волею всех народов или многих из них».

Установленное право находит свое проявление в законе и опирается на силу. Применение силы не означает противоречия справедливости. Это связано с тем, что Гуго Гроций рассматривает силу как средство практической реализации требований естественного права. При этом масштаб практической реализации рассматривается как внутри государства, так и на международной арене.

Г. Гроция считают основоположником международного права. Главная идея «О праве войны и мира» – естественное право сохраняет свое действие и во время войн.

«Пусть же умолкнут законы на время военных действий, но только лишь законы внутригосударственные, а именно судебные, свойственные мирному времени, но не вечные и свойственные всяким временам», – отмечает Гроций в своем труде.

Г. Гроций различал войны справедливые и несправедливые. К справедливым войнам он относил оборонительные, направленные на защиту государства и имущества.

Несправедливые войны – это войны захватнические, в целях овладения чужим имуществом, покорения других народов. Мыслитель осуждал такие войны и считал, что их зачинщики должны нести ответственность.

Также во время войны должны соблюдаться принципы естественного права, в частности принцип незыблемости договоров между государствами. Кроме того, нельзя убивать женщин и детей, священнослужителей, учёных, пленных и др.

Г. Гроций считал, что если война началась, то она должна вестись ради заключения мира. Учение Гуго Гроция оказало существенное влияние на последующее развитие политико-правовой мысли и формирование юридического мировоззрения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)