Учение Ф. Аквинского о государстве и праве

На протяжении XI-XIII вв. в Европе постоянно возникали еретические движения, которые подрывали устои сословнофеодального уклада жизни.

В обоснование притязаний церкви и существующего строя выступил ученый-богослов, итальянский философ, доминиканский монах Фома Аквинский (1225 или 1226-1274). Его философско-теологическая система изложена в трудах «Сумма философии» (1259-1269), «Сумма теологии» (1274) и получила название томизм.

В своем учении Ф. Аквинский опирался на труды Аристотеля, но в духе средневековой схоластики, когда философия и наука находились в подчиненном положении у богословия.

Ф. Аквинский, вслед за Аристотелем, считал, что мир основан на иерархии форм:

  • бог – чистый разум как высшая форма;
  • духовный мир, возглавляемый папой римским, наместником бога;
  • материальный мир, в котором подданные подчиняются царям, а рабы подчиняются господам.

В «Сумме теологии» Аквинский разработал учение о законах.

Закон есть правило и мера действий, в соответствии с которыми человек обязан действовать или воздерживаться от действия.

Пирамида законов Ф. Аквинского выглядит следующим образом:

  • вечный закон (божественный, естественный) – это «сам божественный разум, управляющий миром»; этот закон лежит в основе всего мирового порядка, природы и общества;
  • естественный закон (человеческий, естественный) есть «причастность» к вечному закону, это отражение вечного закона человеческим разумом; к нему относятся законы общежития, стремление к самосохранению и продолжению рода;
  • человеческий закон (человеческий, положительный), под которым Фома понимал выведенные человеческим разумом из предписаний естественного закона частные установления;
  • божественный закон (божественный, положительный), данный людям в Священном писании, необходимость которого Аквинский обосновывал тем, что «человеческий закон не может достаточным образом обуздывать и направлять внутренние действия».

Таким образом, человеческий закон вытекает из воли и разума бога, соответственно неподчинение существующим в государстве законам расценивалось как тяжкий грех.

В то же время Ф. Аквинский задается вопросом: всякий ли человеческий закон происходит от естественного закона?

Отвечая на этот вопрос, Аквинский ссылается на Августина, который утверждал, что «неправосудное представляется незаконным», т.к. сила закона зависит от степени его правосудности.

Поэтому человеческий закон правосуден настолько, насколько он носит характер естественного закона. Но если он является отклонением от естественного закона, то это уже не закон, «а извращение закона».

Однако Фома Аквинский учит, что если правитель издает человеческий закон, противоречащий естественному, то и такому закону надо подчиниться, т. к. сопротивление – это грех, а плохой правитель – это наказание подданным за грехи. Но если действия правителя направлены против церкви, тогда сама церковь может его свергнуть.

В своем учении Аквинский обосновывал сословное неравенство, которое является божественным установлением. Поэтому низшие сословия должны подчиняться высшим. Частную собственность считал незыблемой.

В учении о государственной власти Фома Аквинский различает три ее элемента – сущность, происхождение, использование.

Сущность власти есть порядок управления (господства и подчинения), установленный богом. Происхождение (форма) власти – это способы ее установления (правильные и неправильные). Использование власти может происходить во благо общества, и тогда власть отвечает своему божественному предназначению. Если же властью злоупотребляют, тогда она имеет целью личное благо, и в этом случае второй и третий элементы теряют божественный смысл.

Интересно
Восприняв аристотелевскую классификацию форм государства (правильные и неправильные), Аквинский, в большей степени, уделяет внимание республикам и монархиям. Лучшей формой правления он признает монархию, ибо она наиболее естественна, т. к. любое множество происходит от единства.

Таким образом, Фома Аквинский в своем учении выступил защитником церкви и монархического феодально-сословного строя, призывая бороться против еретиков, вплоть до их физического уничтожения. В результате сам ученый-богослов в 1323 году был причислен к лику святых, а его учение в 1879 году было объявлено официальной доктриной католицизма.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)