Учение Г. Гегеля о праве и государстве

Еще одним основоположником немецкой классической философии является выдающийся философ Г еорг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831).

Учение Г. Гегеля о праве и государстве

Проблемы государства и права освещаются им во многих произведениях, в том числе таких, как «Феноменология духа» (1807), «Наука логики» (1812-1816) и др. Но в наиболее полном виде политико-правовые взгляды Гегеля изложены в «Философии права» (1821).

Политико-правовое учение Г. Гегеля основывается на его философии объективного идеализма, стержневым понятием которой является абсолютная идея. Абсолютная идея – это единственно существующая подлинная реальность; первопричина всего окружающего мира, его предметов и явлений; мировой дух, обладающий самосознанием и способностью творить.

Всю действительность философ сводил к разуму: «что разумно, то действительно; и что действительно, то разумно».

Истинное знание, согласно Г. Гегелю, может быть достигнуто только в рамках философской системы. Система философии Гегеля состоит из трех частей: логика, философия природы и философия духа.

Государство и право отнесены Г. Гегелем к философии духа, в которой мыслитель выделил три ступени развития: субъективный дух (антропология, феноменология, психология), объективный дух (право, мораль, нравственность) и абсолютный дух (искусство, религия, философия).

Г. Гегель выводит право из понятия свободной воли. Почвой права является вообще духовное, и его ближайшим местом и исходной точкой – воля, которая свободна; так что свобода составляет ее субстанцию и определение и система права есть царство осуществленной свободы, мир духа, порожденный им самим как некая вторая природа. При этом подлинной свободой обладает всеобщая (а не индивидуальная) воля.

Понятие «право» рассматривается Г. Гегелем в трех значениях: как идея права (т. е. свобода), как закон (позитивное право), как определенная ступень и форма свободы (особое право).

Интересно
Право как идея права у Г. Гегеля означает, что право есть наличное бытие свободы. Право есть царство реализованной свободы. В этом смысле право и свобода выражают единый смысл. Поэтому философию права Гегеля именуют философией свободы.

Право как закон означает, что закон есть конкретной формой выражения права. Таким образом, право приобретает такие черты, как всеобщность и формальная определенность. При этом он признает, что не все закрепленное в законе есть право.

Но Г. Гегель подчеркивает, что «то обстоятельство, что насилие и тирания могут быть элементом положительного права, является для последнего чем-то случайным и не касается его природы».

Г. Гегель считал, что знание законов не является монополией сословия юристов, а каждый человек должен знать их, т. к. право касается самого достойного и священного в человеке – свободы, и оно для него обязательно.

Право как определенная ступень и форма свободы проходит в своем развитии три ступени: абстрактное право, мораль и нравственность. Первая ступень – абстрактное право (внешняя свобода). В данном случае признается, что в основе права лежит свобода индивида. В частности, внешняя свобода проявляется в праве индивида владеть вещью (собственность), заключать соглашения (договор), требовать восстановления своих прав в случае их нарушения (неправо). То есть абстрактное право Гегель раскрывает через собственность, договор и неправо.

Собственности Г. Гегель придает огромное значение. Благодаря собственности человек становится личностью. «Лишь в собственности лицо выступает как разум», – отмечал философ.

Договор у Г. Гегеля есть способ отчуждения собственности по воле сторон. Он отвергает взгляды на брак как на договор и договорную теорию государства.

К неправу Г. Гегель относил непреднамеренное (гражданское) неправо, обман и преступление. Неправо влечет за собой наказание, которое Г. Гегель рассматривал как восстановление нарушенного права, а не возмездие или устрашение.

Вторая ступень развития права – мораль, представляющая собой бытие права на субъективном уровне. На этой ступени свободная воля определяется намерениями и помыслами индивида, и ее невозможно подвергнуть принуждению.

Третья высшая ступень развития права – нравственность. Ключевое понятие нравственности – обязанность. Обязанность и право совпадают. Человек обладает «правами постольку, поскольку у него есть обязанности, и обязанностями, поскольку у него есть права». Это умение следовать нравственному долгу в рамках законов.

По Гегелю, нравственность – это единство абстрактного права и морали. В абстрактном праве у одного есть права, а у другого – обязанности в отношении этого права. В области морали есть право на собственное знание и воление. Нравственность означает единение прав и обязанностей.

На высшей ступени развития права возникают семья, гражданское общество и государство.

Гражданское общество, согласно Г. Гегелю, представляет собой систему потребностей, которая основывается на частной собственности и общем формальном равенстве людей. В социальной структуре гражданского общества Г. Гегель выделяет три сословия (в его понимании – классы): земледельческое (дворяне и крестьяне), промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники и рабочие), всеобщее (чиновники).

В гражданском обществе абстрактное право становится законом, приобретает формальность и спецификацию (т. е. отраслевой характер).

В гражданском обществе каждый для себя – цель, однако без соотношения с другими нельзя достигнуть этих целей. Поэтому Г. Гегель определяет, что, «способствуя осуществлению моей цели, я способствую и осуществлению всеобщего, а оно, в свою очередь, способствует осуществлению моей цели».

Гражданское общество Г. Гегеля зиждется на:

  • системе потребностей;
  • правосудии, обеспечивающем свободу и защиту собственности;
  • полиции и корпорациях.

Правосудие философ считает как обязанностью, так и правом государственной власти. В свою очередь каждый член гражданского общества имеет «право искать суда и обязанность предстать перед судом и получить только через суд оспариваемое им право».

Государство представляет собой, по Г. Гегелю, нравственное целое, осуществление свободы, господство разума: «государство – это шествие Бога в мире; его основанием служит власть разума, осуществляющего себя как волю».

Г. Гегель отмечал, что «государство следует почитать как нечто божественное в земном и понимать, что если трудно постигнуть природу, то еще бесконечно более трудно постигнуть государство». Разумное государство Гегеля является высшим достижением права.

Следует отметить, что хотя Г. Гегель и признавал возможность существования плохого государства, но его он оставлял за пределами своей философии, которая исходила из идеи разумного государства. В отношениях человек – государство Г. Гегель отдавал приоритет последнему, а человека рассматривал как часть государства. Г. Гегель различает в государстве объективную и субъективную стороны.

С объективной стороны, государство представляет собой организацию публичной власти. Наилучшим государственным устройством Гегель считал конституционную монархию. Развитие государства в конституционную монархию есть дело нового мира.

Старое же деление форм государственного устройства на монархию, аристократию и демократию было характерно для государств, которые не достигли развитой организации внутри себя, а следовательно, глубины и конкретной разумности.

В государстве философ различает три взаимосвязанные власти – власть государя, правительственную и законодательную.

Законодательная власть устанавливает всеобщее. Правительственная власть подводит особенные сферы и отдельные случаи под всеобщее. Власть монарха объединяет все власти и является вершиной и началом конституционной монархии. Именно таким Г. Гегель мыслил разумно устроенное государство.

Г. Гегель различает суверенитет, направленный вовнутрь и вовне. Философ критикует демократическую идею народного суверенитета и обосновывает суверенитет наследственного конституционного монарха.

Интересно
С субъективной стороны, государство является духовным сообществом (организмом), все члены которого проникнуты духом патриотизма и сознанием национального единства. Основателем такого государства Г. Гегель считал народный дух в форме религии. Люди должны почитать государство как некое земное божество.

В области международного права Г. Гегель (как и Г. Гроций, И. Кант и другие) считал, что договоры, на которых основаны обязательства государств, должны выполняться. Однако, в отличие от И. Канта и его идеи «вечного мира», он считал, что споры между государствами могут быть разрешены только военным путем. Однако «в войне содержится возможность мира», поэтому должны соблюдаться принципы международного права, в частности неприкосновенность послов, гуманизм и др.

Если И. Кант по своим политическим убеждениям был космополитом, то Г. Гегель – горячий сторонник национального государства. Философ писал, что «те, кто говорят о желании некоей общности, составляющей более или менее самостоятельное государство и обладающей собственным центром, о желании утратить этот центр и его самостоятельность и составить некое целое с другим государством, мало ведают о природе общности и чувстве собственного достоинства, которым обладает народ в своей независимости».

Учение Георга Гегеля оказало огромное влияние на развитие мировой политико-правовой мысли. Его восхваляли и критиковали, оно стало предметом споров и размышлений. Представители различных направлений нашли для себя ценные положения в его учении о государстве и праве.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)