Учение Аристотеля о государстве и праве

Аристотель (384-322 гг. до н. э.) – один из наиболее ярких представителей древнегреческой политико-правовой мысли, основатель политической науки. Родился в небольшой греческой колонии Стагире (отсюда второе имя философа Стагирит).

Учение Аристотеля о государстве и праве

Аристотель учился в платоновской Академии, а потом и преподавал там до самой смерти учителя. После смерти Платона Аристотель путешествовал, около трех лет занимался воспитанием будущего царя – Александра Македонского. После того, как вернулся в Афины, открыл свою философскую школу Ликей.

Интересно
Политико-правовое учение Аристотеля изложено в трактатах «Политика», «Афинская полития», «Никомахова этика» и др. Будучи учеником Платона, Аристотель не разделял его философии объективного идеализма, считая, что мира идей не существует. Такое свое отношение Аристотель выразил словами: «Платон мне друг, но истина дороже».

Исследование государства Аристотель начинает с изучения того, как оно образуется. По его мнению, в основе государства лежит природное влечение людей к общению, поскольку человек «по природе своей есть существо политическое».

Первой формой объединения людей является семья, затем семьи объединяются в селения, или род, последние объединяются в государство. Государство у Аристотеля – это «общение подобных друг другу людей ради достижения возможно лучшей жизни». Под людьми он понимал только свободных граждан античных полисов.

Варвары и рабы не входили в это число. По мнению Аристотеля, рабство есть природное явление. Рабы по своей природе обладают слабым умом, но зато физически развиты, а поэтому способны только к физическому труду. Кроме естественных различий между людьми, причиной рабства являются также потребности хозяйственной деятельности.

Аристотель выступал за частную собственность: «люди заботятся всего более о том, что принадлежит лично им; менее заботятся они о том, что является общим».

По форме правления Аристотель разделил государства в зависимости от числа правящих лиц и осуществляемой в государстве цели.

По числу властвующих Аристотель выделил правление одного, немногих и большинства. По цели государства Аристотель разделил на правильные государства, где верховная власть заботится об общем благе граждан, и неправильные, где правители преследуют только личную выгоду. К правильным государствам Аристотель относил монархию, аристократию и политию; к неправильным – тиранию, олигархию и демократию.

Политический идеал Аристотеля – полития, т. е. смешанная форма государства, возникающая из сочетания олигархии и демократии. В политии господствует «средний» элемент во всем: в нравах – умеренность, в имуществе – средний достаток, во властвовании – средний слой.

Идеальное государство Аристотеля должно быть средним по размерам, не слишком большим или слишком маленьким, т. е. достаточным для удовлетворения умеренных потребностей; должно быть достаточное количество населения; территория одинаково хорошо ориентирована к морю и материку. Рабы лишены гражданских прав. Часть земли находится в собственности государства, другая – в частной собственности граждан. В идеальном государстве все граждане поочередно участвуют в управлении государством.

Аристотель выделил два вида справедливости – уравнивающую и распределяющую. Уравнивающая справедливость означала, что закон относится к лицам как к равным. Иными словами, в основе такой справедливости лежит принцип «арифметической пропорции», и затрагивает она отношения обмена, возмещения ущерба, назначение наказаний за имущественные и некоторые другие преступления.

Распределяющая справедливость учитывает положение человека в обществе, и в ее основе лежит принцип «геометрической пропорции» – воздаяние по достоинству и заслугам. Такой вид справедливости применяется в политических отношениях, при выдвижении на должности, назначении наказаний за преступления против чести и достоинства. Например, если ударит начальник, то ответный удар наносить не следует, если же ударят начальника, то следует не только ударить, но и подвергнуть каре.

Право Аристотель разделил на естественное и условное(установленное). Естественное право – это то, которое везде имеет одинаковое значение и не зависит от признания или непризнания его. Предписания естественного права Аристотель нигде специально не перечисляет, но, вероятно, этим предписаниям соответствуют семья, рабство, частная собственность, война греков с варварами и др.

Условное право есть законы, установленные в государстве. Под законами в данном случае Аристотель понимал как писаные законы, так и неписаное обычное право. Иерархически это выглядело так: естественное право стоит выше закона; среди законов важнее неписаные, основанные на обычае.

Политико-правовые идеи Аристотеля получили широкое распространение в дальнейшей политико-правовой мысли. Понятие государства, выработанное Аристотелем, классификация форм государства были положены в основу многих концепций о государстве.

Деление права на естественное и условное стало основой естественно-правовых концепций. Деление справедливости на уравнивающую и распределяющую нашло свое отображение в учениях о равенстве.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)