Учебная мотивация школьников

Фундаментальной проблемой психологии является сложная и много- аспектная проблема мотивации. Российские ученые рассматривают мотивацию как регулятор поведения и деятельности человека. Высшим уровнем его развития является сознательно-ролевой. По мнению Л.И. Божович, мотив – это то ради, чего осуществляется деятельность. Мотивы – главные движущие силы в обучении. Их формирование и развитие, изучение и применение составляют основу труда учителя.

Наряду с понятием «мотив» используется более широкое понятие «мотивация». Мотивация (с латинского языка – двигаю) – это процессы, методы и средства побуждения учащихся к познавательной деятельности, которая должна быть: продуктивна по своему результату и приводить активному овладению содержанием образования.

Учебная мотивация рассматривается как включение учащегося в деятельность учения. В качестве факторов учебной деятельности отмечают организацию воспитательно-образовательного процесса учреждения, особенности учебной дисциплины, субъективные особенности как учащихся, так и педагогов. Учебная мотивация по своему характеру направленна, устойчива, изменчива. А.К. Маркова в структуре мотивации учебной деятельности выделяет потребность в учении, смысл учения, мотив учения, цель, эмоции, отношение и интерес.

В педагогической практике с целью повышения школьной мотивации учащихся использовались различные подходы. Так в конце прошлого века данный подход был связан с разъяснением школьникам общественной значимости их обучения. На современном этапе актуален подход, основанный на личностном значимости учения для обучающегося.

До школьника нужно донести тот факт, что обучение необходимо не родителям, а ему лично. Изучение учебной мотивации шестиклассников методом анкетирования позволило выявить следующее (приняло участие 80% процентов шестиклассников).

Полученные результаты свидетельствуют о наличии проблем в учебной мотивации шестиклассников. Дистанционное обучение требует от школьника самостоятельности.
Необходимо чтобы он распланировал свой день: успевал погулять (физическая активность обязательна), отдохнуть, сделать уроки и поприсутствовать на занятии. Только внутренняя мотивация приводит к развитию личности ребёнка, к его эффективной и устойчивой деятельности.

Интересно
В подростковом возрасте можно усилить мотивацию деятельности ребёнка, опираясь на его потребность в автономии, стремление самому определять, что делать.

Учителю важно также формулировать понятные подростку конкретные учебные цели занятия. Также учитель может предложить ученикам на выбор несколько видов заданий разной сложности при наличии развёрнутой обратной связи для последующего обсуждения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)