Условия развития творческого я

Процесс развития творческого Я в профессиональной деятельности руководителя системы образования характеризуется рядом следующих свойств: целостность, стихийность, неравномерность.

Взаимосвязь и взаимодействие структурных компонентов и их способность к изменению и обогащению содержательного аспекта за счет преодоления внутренних противоречий и профессиональных кризисов и обусловлен:

  1. объективными психологическими законами и закономерностями;
  2. системной детерминацией и самодетерминацией, включающей биологические, психологические, социально-психологические факторы.

Основными условиями в развитии творческого Я в профессиональной деятельности руководителя выступают: значимые обстоятельств, от которых зависит достижение высшего профессионализма деятельности и личности (задатки, общие и специальные способности, условия семейного и школьного воспитания, возможности получения образования, доступ к культурным и научным ценностям).

Факторами – основные причины, носящие характер движущих сил (направленность активности, личностные стандарты, ценностные ориентации, и другие субъективные (содействующие росту профессионализма) и субъективно-объективные (связанные с организацией профессиональной среды и качеством управления) причины. Влияние внешних условий на развитие творческого Я руководителя показано на рисунке 1.

Творческое Я представляет собой социальный конструкт, который входит в масштабную экологическую систему, включающую других людей и внешнюю среду (культурную, политическую, религиозную), порождая социальные системы и иную культуру, которые принимают или отвергают его реализацию в продуктах творчества. Данный рисунок свидетельствует о том, что развитие творческого Я невозможно оторвать от системы, в которой оно реализуется.

Определить уровень его развития можно, только рассматривая его в некой системе координат – профессиональной деятельности, которая существует в макроконтексте культуры, влияющей на выработку этой системы. Для того чтобы профессиональная деятельность была эффективной руководителю необходимо гармонизировать личностные ценности и жизненные цели с тенденциями, существующими в обществе и в конкретной организации. Речь идет о гармонизации индивидуальных целей и ценностей с глубинными процессами и тенденциями, происходящими в социальной и профессиональной среде.

Социализация личности, по мнению А.А. Реан, относится к процессам «с неопределенным концом», хотя и с определенной целью. Из этого следует, что социализация не только никогда не завершается, но и «никогда не бывает полной». В процессе социализации и социальной адаптации руководитель обретает индивидуальность, сходным и противоречивым путем, поскольку эти процессы одновременно являются «индивидуализацией интеллекта, характерологических свойств и ценностных ориентаций».

Интересно
Процесс социализации и индивидуализации нами понимается как условие развития творческого Я руководителя. Если социализация учит руководителя искусству быть как все, то индивидуализация предполагает мужество быть собой. Оба процесса очень важны и не существуют друг без друга

Социальная система – сложная система, которую производит человек в ходе жизнедеятельности. Ее становление является результатом саморазвития человеческой деятельности в истории.

Она не существует без чело- века, но с ее помощью человек реализуется и воплощается.

Эта система строится не повторением однородных и похожих, но с помощью различных элементов, путем их упорядочивания. Они находятся один вне другого, связаны между собой и одновременно различны. Различия могут протекать только внутри общества из целостности, иначе случайные различия не могли бы согласовываться в единое целое.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)