Творчество Юрия Трифонова

Юрия Валентиновича Трифонова (1925–1981) принято рассматривать как одну из ключевых фигур городской прозы.

Как писал Вольфганг Казак, «манера письма Трифонова – неторопливая, рефлексирующая, он часто пользуется ретроспективой и сменой перспективы; основной упор писатель делает на человеке с его недостатками и сомнениями, отказываясь от какой бы то ни было четко выраженной общественно-политической оценки».

Однако нельзя не отметить, что оценка описываемой московской действительности как пошлой и неблагополучной автоматически экстраполируется на общественно-политический уровень.

Именно поэтому, как отметила М. В. Селеменева, «статьи Дж. Апдайка, Дж. Спендель, Дж. Гибиана, Н. Натовой показали, что западноевропейскому читателю Трифонов интересен скорее как потенциальный писатель-диссидент, на уровне подтекста выражающий свое несогласие с политикой советской власти, чем как создатель талантливой прозы».

В повести «Обмен» (1977) ярко представлены характерные черты изменившегося во второй половине ХХ века представления о городском интеллигенте. Его типичные черты присущи главному герою повести – он нерешителен, не способен принять решение или настоять на своем, потому сюжетная реализация характера протекает как постепенное примирение героя с чуждой семейной стихией, нелюбимой женой, ее безнравственным поведением, собственным молчанием и невмешательством.

Интересно
Повести-рефлексии присуща задержанная экспозиция, модернистская одновременность происходящего – взаимопроникновение действия и воспоминаний.

Две семьи героя – скромная, чуткая и подлинно интеллигентная семья матери и практичная, лишенная внутреннего такта семья жены – ассоциативно перекликаются с двумя этапами его жизни: молодостью с ее надеждами и любовью и зрелостью, переходящей в старость, пропадающей в ежедневных компромиссах с совестью и обстоятельствами.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)