Цифровые технологии и банки Северной Европы

Скандинавы редко платят «настоящими» деньгами. Они – приверженцы инноваций. Международные обзоры регулярно включают регион в 10-ку самых инновационных стран мира. И дело не только в имеющихся трудовых ресурсах, нормативная база и инфраструктура региона делают его одним из самых простых в мире для ведения бизнеса. Поэтому цифровизация не обошла стороной и скандинавский банковский рынок. Скандинавский банковский сектор является одним из самых оцифрованных в Европе. В подтверждение данного факта проанализируем данные, представленные на рис. 4.4.

Цифровые технологии и банки Северной Европы

Согласно рейтингу стран мира по цифровой готовности банковского дела Скандинавский регион является одним из лидирующих. Наиболее развита среда в Дании и Швеции, которые занимают 2-ое и 3-е места соответственно. С точки зрения клиентов именно эти рынки являются наиболее продвинутыми в использовании цифровых технологий, что связано как с высоким уровнем использования смартфонов, так и с эффективным ведением предпринимательской деятельности в области электронной коммерции. Норвегия занимает 6 место в рейтинге, что связано с меньшим интересом к банковскому сектору.

В Скандинавии платежные решения уже давно являются высококонкурентным продуктом. Примером может служить запуск платформ оплаты MobilePay, Swish и Vipps. Использование платежных платформ позволило сохранить клиентов в обособленной банковской экосистеме. Транзакции между банками на рынках Северной Европы бесплатны, поэтому они являются убыточными с коммерческой точки зрения, но привлекательны с точки зрения создания бренда и потока клиентов.

Диджитализация снизила операционные расходы скандинавских банков посредством закрытия филиалов и оцифровки информации; самообслуживания через интернет-платформы; уменьшения потребности обработки наличных денег; автоматизации ручных процессов. Кроме того, диджитализация во многом улучшила качество обслуживания клиентов и усилила конкуренцию на скандинавских банковских рынках. Начало реализации принятой директивы PSD2 в 2015 году позволит создать новую цепочку стоимости в финансовых услугах.

Интересно
Скандинавские банковские рынки начинали успешно создавать «клиентские платформы» (или агрегаторы спроса). Они позволяют клиентам оплачивать счета, получать доступ к данным транзакций и управлять своими бюджетами из одного мобильного приложения, предлагаемого кем-то, кроме их банка. Данный процесс обозначается как «открытое банковское дело».

Таким образом, появится доступ к аккаунтам клиентов для сторонних FinTech компаний через API (application programming interface – программный интерфейс приложения), что позволит использовать эти данные с целью создания новых продуктов и управления финансами при условии согласия клиента. Успех перехода к открытому банкингу будет напрямую зависеть от реакции потребителей. Чтобы судить об уровне цифровизации финансовых компаний в Скандинавии, обратимся к исследованию Digital Leaders консалтинговой компании BearingPoint. Результаты отчета по странам Северной Европы представлены на рис. 5.5.

Цифровые технологии и банки Северной Европы

На основании данных графика можно заключить, что в Норвегии, Финляндии и Швеции наблюдаются общие тенденции для банковского сектора. Так, уровень использования мобильных продуктов и цифрового опыта продуктов выше среднего, а цифровой маркетинг недостаточно развит. В Норвегии и Финляндии электронная коммерция менее развита, чем в Швеции. Это связано с культурными особенностями страны.

Поскольку большинство банковских ТНК испытывают недостаток в использовании цифрового маркетинга, то они могут извлечь выгоду из изучения опыта эффективных отраслей в этом направлении, например, телекоммуникации. Недостаточно высокие результаты в использовании цифровых технологий в Скандинавии, прежде всего, связаны с тем, что они, как ранние компании онлайн-банкинга, отягощены своими устаревшими ИТ-системами.

Рассмотрим далее банки-лидеры в странах Скандинавии по уровню использования цифровых технологий. Соответствующие данные представлены в таблице 4.1.

Цифровые технологии и банки Северной Европы

В Швеции лишь три банка достигают высокого уровня использования цифровых технологий: SEB, SBAB Bank и Swedbank. Это позитивное событие, так как ни одна компания в соответствующем исследовании не достигла такого уровня. В большинстве категорий ни один другой банк не выходит в лидеры, и, похоже, они тесно сотрудничают с ведущими игроками и следуют за ними. Это однообразное поведение может привести к невозможности достижения современных требований в цифровизации.

В Норвегии DNB является лидером отрасли, сохраняя свою позицию с прошлого года со средней оценкой (3,0). DNB особенно успешно работает с социальными сетями. Nordea Bank достигла отличного (4,0) результата в цифровом маркетинге, что является лучшим результатом в отрасли.

В Финляндии лидерами банковского сектора по использованию цифровых технологий являются OP (3,2) и Nordea (3,2). В эксперименте с цифровым продуктом OP по-прежнему оставалась второй лучшей компанией, а Nordea и Danske Bank смогли достичь лучших результатов благодаря своим веб-сайтам и оптимизации Google Maps. Таким образом, банковская индустрия изо всех сил пытается быстро адаптироваться к цифровым требованиям. Внедрение Директивы о платежных услугах PSD2, выход Google и Apple на рынок и постоянный рост FinTech заставляют банки и другие финансовые ТНК работать с инновациями.

Для существующих банков крайне важно внедрить гибкие способы работы для удовлетворения постоянно меняющихся и растущих ожиданий клиентов. Что отличает компании с наивысшим и низким рейтингом, так это то, что лучшие из них поддерживают ориентацию на клиента и в то же время экспериментируют с новыми технологиями и узнают, как они могут использовать их для улучшения банковских услуг. На цифровые технологии в банках возлагаются большие надежды. Уже сегодня финансовые компании превращаются в технологические центры.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)