Цифровизация транспортной отрасли

Управление железнодорожным транспортом осуществляется при помощи разнообразных информационных систем, в совокупности составляющих современную автоматизированную систему управления железнодорожного транспорта (далее – АСУ ЖТ). Она представляет собой совокупность программно-технических средств и организационных комплексов для обеспечения оптимального управления железнодорожным транспортом.

В состав АСУ ЖТ входят восемнадцать функциональных систем, каждая из которых предназначена для автоматизации определенных процессов и функций в работе железнодорожной отрасли.

В структуре АСУ ЖТ принято выделять три уровня.

На первом (нижнем) уровне функционируют системы АСУ узла, сортировочной (АСУ СС) и грузовой (АСУ ГС) станции, АСУ других линейных предприятий. Здесь получаемая первичная информация вводится работниками с автоматизированных рабочих мест, либо регистрируется в автоматическом режиме. В указанных комплексах, наряду с обработкой информации и выдачей технологических документов, реализованы также задачи по контролю за нарушением плана формирования поездов, ведению архива телеграмм натурных листов для розыска грузов, слежению за специальным подвижным составом, выдаче предупреждений, автоматизации оперативной станционной отчетности и др.

На втором уровне функционирует АСУ дороги. На этом уровне автоматизируются в основном функции дорожных служб.

На третьем (верхнем) уровне автоматизируются функции главных управлений Министерства путей и сообщений. Здесь же создан автоматизированный диспетчерский центр управления (АДЦУ ИПС), предназначенный для автоматизации диспетчерского руководства по управлению перевозочным процессом и грузовой работе.

Особое место среди подсистем принадлежит автоматизированной системе оперативного управления перевозками (АСОУП), основной целью которой является информационное обеспечение работников станций, отделений и управления дороги, достоверное отображение текущего состояния перевозочного процесса и выдача необходимой информации для принятия решения, а в дальнейшем и рекомендаций по оптимизации управления.

Интересно
Внедрение и развитие АСОУП, появление средств вычислительной техники нового поколения обеспечили возможность создания и внедрения автоматизированного диспетчерского центра управления железной дорогой (ДАДЦУ), а также региональных автоматизированных центров управления (РАДЦУ).

Центральное место в диспетчерском центре управления занимает автоматизированное рабочее место поездного диспетчера, которое обеспечивает: отображение поездного положения на участке, ведение графика исполненного движения, представление данных о любом поезде в пределах участка и на подходах к нему, составление прогнозного графика на три часа вперед, выдачу абонентам диспетчерских приказов.

Совершенствование программно-технической среды привело к появлению новых типовых программных средств. Распоряжением правительства от 19 марта 2019 года № 466-р утверждена долгосрочная программа развития ОАО «Российские железные дороги» до 2025 года, которая предусматривает переход на «цифровую железную дорогу». Проект подразумевает интеграцию систем интернета вещей («Industrial Internet of Things»), обработки больших данных («Big Data»), распределенного реестра, цифрового моделирования и искусственного интеллекта, внедрение электронного документооборота в производственных и управленческих процессах.

Совершенствование операционной модели управления направлено на обеспечение эффективного управления информационными технологиями, обеспечение прозрачности затрат и повышение производительности труда, которое позволяет оптимизировать персонал и достичь экономии при проведении закупок.

В области организации пассажирских перевозок на базе цифровых технологий формируются стандарты качества услуг, основанные на основе единых принципов и организации деятельности транспортных систем.

Цифровой портал «Попутчик» и мобильное приложение «РЖД Пассажирам» предоставляют пользователям услуг железнодорожного транспорта в пригородном сообщении и дальнем следовании множество сервисов – от приобретения электронных билетов до навигации по вокзалам и предоставления мультимедийного контента на борту поездов.

Важным направлением повышения качества предоставляемых пассажирам услуг является внедрение интеллектуальных систем управления вокзалами, предусматривающих реализацию принципа «постоянная информированность пассажиров» на основе интерактивного информирования, визуальной навигации, создание системы интеллектуального управления инженерной инфраструктурой вокзального комплекса.

Информационное обеспечение осуществляется как коллективно, так и индивидуально

К коллективным средствам отображения информации относятся информационные табло и экраны, электронные, электромеханические платформенные и вокзальные указатели, в которые изменения вносятся безотлагательно.

К индивидуальным источникам получения информации относятся автоматические справочные установки (АСУ), информационные терминалы индивидуального пользования, подключенные к АСУ «Экспресс» или справочно-информационному центру вокзала и др.

Для реализации клиентоориентированной политики в области пассажирских перевозок с использованием IT-технологий предусмотрено создание системы, обеспечивающей: учёт спроса и уровня мобильности населения, выделение трендов в оценке качества предоставляемых пассажирам услуг, совершенствование информационно-аналитических систем, используемых для планирования пассажирских перевозок, мониторинга технического обеспечения перевозок.

Интересно
В рамках программы «Цифровая железная дорога» разработана электронная торговая площадка «Грузовые перевозки», представляющая собой сервис, который позволяет грузоотправителям заказать перевозку в подвижном составе различных собственников – крытых вагонах, полувагонах, цистернах и платформах – из любой точки, где есть доступ к Интернету, и оплатить ее с единого лицевого счета или банковским платежом.

Кроме того, стали доступны услуги погрузочно-разгрузочных работ с контейнерами и другими грузами в местах общего пользования, а также услуги складского хранения грузов на местах общего и не общего пользования.

Максимальное использование в деловой практике электронных торговых площадок позволяет объединить в одном информационном и торговом пространстве поставщиков и потребителей транспортно-логистических услуг, использующих смарт-контракты.

Одним из векторов инновационного развития железнодорожных технологий в рамках проекта «Цифровая железная дорога» является разработка Центром технологических информационных систем АО «ВНИИЖТ» цифровой технологической платформы «Доверенная среда локомотивного комплекса».

Платформа состоит из двух основных элементов – платформы для обработки и анализа больших данных и блокчейн-платформы для создания распределённого неизменяемого реестра записей.

Основное назначение платформы – обеспечить сбор, хранение и анализ данных о функционировании локомотивного комплекса и бортовых систем диагностики локомотивов, эксплуатирующихся на сети, и предоставить к этим данным равный доступ всем участникам локомотивного комплекса – РЖД, сервисным компаниям, заводам-изготовителям и поставщикам компонентов для локомотивов.

Важным звеном платформы является концепция «умный локомотив» – система интеллектуальной диагностики и прогноза технического состояния оборудования локомотивов

Пассажирский подвижной состав, помимо требований, повышающих его эксплуатационную эффективность, должен обладать техническими возможностями реализации передовых IT-решений, способных обеспечить передачу и получение необходимой пассажиру информации в поездках на железнодорожном транспорте в режиме реального времени.

Основная задача «умного локомотива» – отслеживание аномалий и вывод в автоматическом режиме информации о техническом состоянии оборудования. Разработке подлежит система, предусматривающая возможность подключения модуля автоматического управления, способного осуществлять ведение поезда без участия машиниста на основе технологий искусственного интеллекта, предиктивной аналитики и анализа больших данных.

Неразрывно связана с технологией «умный локомотив» «умная» инфраструктура – программный комплекс «Нейроэксперт», представляющий собой совокупность физико-статистических моделей, позволяющих на основании данных, собираемых как статичными датчиками, установленными на инфраструктуре, так и с помощью специализированного подвижного состава, оценивать состояние инфраструктуры в реальном времени и прогнозировать возможные поломки и отказы. В реализации комплекса физико-статистических моделей положена технология искусственной нейронной сети.

Интересно
В основу реализации комплекса физико-статистических моделей положена технология искусственной нейронной сети. Задача комплекса – оценивать состояние инфраструктуры на основании максимально актуальных данных, собранных статичными датчиками на пути или подвижным составом, прогнозировать возможные поломки, сроки и объёмы ремонтов и необходимых затрат.

Платформа представляет собой финансовый инструмент, позволяющий давать объективную оценку финансовых затрат на обслуживание инфраструктуры.

Переход управления железнодорожным транспортом на динамическую прогнозную модель даст существенный толчок развитию не только железнодорожного транспорта, но и всей экономики страны. В планах остаётся разработка IT-сервисов, создание облачных приложений и цифровых стратегий, связанных с зарубежной деятельностью холдинга.

Статьи по теме
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)