Соотношение договоров на оказание услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава с иными гражданско-правовыми договорами

Соотношение договора на оказание услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава с договором аренды. Из названия договора можно сделать вывод о том, что суть услуг оператора заключается в предоставлении железнодорожного состава. При этом возникает вопрос о смысловом тождестве слова «предоставление» и словосочетания «передача в пользование».

Если речь идет об одном и том же, то тогда не следует ли квалифицировать договор на оказание услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава в качестве договора аренды? Если ответ на этот вопрос будет положительным, то возникает проблема правомерности отнесения данного договора к группе договоров, направленных на оказание услуг.

Классификация гражданско-правовых договоров по признаку целевой направленности не позволяет одному и тому же договору одновременно принадлежать к группе договоров, направленных на передачу имущества, и к группе договоров, направленных на оказание услуг. Травоядных хищников, равно как и круглых квадратов не бывает.

Итак, предстоит ответить на вопрос: происходит ли передача правомочия пользования имуществом (порожними вагонами) от оператора подвижного состава к (клиенту) грузоотправителю?

Отвечая на данный вопрос, С. В. Андреев утверждает, что «клиент заключает с оператором такой договор с целью обеспечения перевозки груза, а не получения в пользование транспортного средства, как при заключении договора аренды. По договору с оператором клиент получает право осуществить загрузку конкретного груза в вагоны и контейнеры для перевозки в согласованный пункт назначения». В данном случае правомочие пользования и право грузоотправителя осуществить загрузку конкретного вагона противопоставляются друг другу.

Как известно, под правомочием пользования понимается юридически обеспеченная возможность извлекать полезные свойства из вещи. На первый взгляд возможность осуществить загрузку в предоставленный оператором вагон является ничем иным, как возможность извлечь из вагона (вещи) полезные свойства. Для грузоотправителя (клиента) вагон полезен, поскольку посредством его можно перевезти груз в пункт назначения. Вместе с тем данный взгляд является поверхностным.

В процессе формирования сложных обязательств в них зачастую имеются элементы отдельных гражданско-правовых договоров

Так, в договоре перевозки грузов можно обнаружить элементы договоров хранения, аренды, подряда. Аналогичную картину мы наблюдаем в отношении договора транспортной экспедиции.

О. С. Иоффе называл ошибочной гипотезу о том, что отдельные элементы работы экспедитора как будто бы полностью укладываются в рамки других договоров:

  • погрузочно-разгрузочные работы охватываются договором подряда;
  • доставка груза – договором перевозки;
  • обеспечение его сохранности – договором хранения;
  • оформление сдачи и приемки груза – договорами поручения и комиссии.

Между тем и договор перевозки грузов и договор транспортной экспедиции являются самостоятельными гражданско-правовыми договорами, обладающие своей уникальной целевой направленностью. В одном случае – это доставка груза в пункт назначения, а в другом – обеспечение перевозки груза и организация обеспечения такой перевозки. Нет никаких оснований утверждать, что применительно к договору на оказание услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава данные правила не действуют.

Представляется, что элементы договора аренды, которые, безусловно, можно обнаружить в данном договоре, не имеют самостоятельного значения, и в сочетании с элементами иных гражданско-правовых договоров придают новое качество рассматриваемому договору.

Договор на оказание услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава имеет целевую направленность на осуществление оперативно-диспетчерского управления железнодорожно-подвижным составом в целях обеспечения погрузки груза для осуществления дальнейшей перевозки.

Следует отметить, что в более ранние периоды развития рынка железнодорожных грузовых перевозок, когда вагоны принадлежали не оператору подвижного состава, а перевозчику, погрузка груза в вагоны не означала, что грузоотправитель вступал в арендные отношения с перевозчиком. Вагоны, конечно же, использовались для перевозки, но в рамках договора перевозки грузов.

Теперь изменение общественных отношений в данной сфере, и, как следствие, изменение транспортного законодательства, привело к тому, что элементарное обязательство по пользованию грузовыми вагонами «перекочевало» из договора перевозки грузов в договор на оказание услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава. Однако, как и в случае с договором перевозки грузов, данное обязательство не получило самостоятельного значения и не может рассматриваться в качестве определяющего при определении правовой природы договора.

К сказанному можно добавить, что клиент, получивший от оператора вагоны по договору на оказание услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава, не вправе использовать их по своему усмотрению, не согласовывая с оператором маршрут перевозки и другие условия. Правила договора аренды свидетельствуют об обратном.

Кроме того, в договоре аренды плата взимается за время пользование имуществом и не привязана к конкретной перевозке, чего нельзя сказать о договоре, заключаемом между грузоотправителем и оператором подвижного состава. Плата за оказание услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава зависит от условий конкретной перевозки (протяженность перевозки вне зависимости от сроков доставки, скорости и т.д.).

Сказанное свидетельствует о том, что договор на оказание услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава направлен не на передачу имущества в пользование, а на оказание самостоятельного вида услуг.

Соотношение договора на оказание услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава с договором транспортной экспедиции.

В юридической литературе можно встретить мнение о том, что услуги оператора по своей правовой природе относятся к транспортно-экспедиционным услугам. Данная позиция отражена и в некоторых актах судебных органов. Действительно определенное сходство имеется.

И услуги оператора подвижного состава и услуги транспортного экспедитора не имеют смысла при отсутствии договорного обязательства по перевозки грузов

И в том и в другом случае договоры направлены на обеспечение перевозки грузов. В качестве потребителя услуг (клиента) чаще всего выступает грузоотправитель. На сходство двух договоров косвенно указывает п. 5 постановления Правительства РФ от 25.07.2013 № 626 «Об утверждении Положения об основах правового регулирования деятельности операторов железнодорожного подвижного состава и их взаимодействия с перевозчиками», согласно которому оператор вправе оказывать грузоотправителю транспортно-экспедиционные услуги.

Вместе с тем при более детальном рассмотрении соотношения договора на оказание услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава и договора транспортной экспедиции обнаруживается, что это два самостоятельных отличных друг от друга гражданско-правовых договора.

Экспедитор работает с грузом, в то время как оператор подвижного состава работает с транспортными средствами (вагонами). Положения ст. 801 ГК РФ предусматривают возможность осуществления транспортно-экспедиционных услуг перевозчиком, что недопустимо по договору на оказание услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава.

В случае, когда договором на оказание услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава на оператора возложена обязанность оказать транспортно-экспедиционные услуги, налицо смешанный договор.

Соотношение договора на оказание услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава с договором об организации перевозок грузов.

По мнению В. А. Белова, договор на оказание услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава является договором об организации перевозок (ст. 798 ГК РФ). Согласиться с таким мнением нельзя.

Интересно
Договор об организации перевозок грузов относится к рамочным организационным договорам, которые являются неимущественными и безвозмездными. Договор на оказание услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава является имущественным и предусматривает плату за оказание услуг.

Кроме того, договор об организации перевозок грузов предусматривает систематическое заключение в течение срока его действия разовых гражданско-правовых договоров. Договор на оказание услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава имеет разовый характер. Имеются различия в субъектном составе. В одном случае сторонами являются перевозчик и грузовладелец, а в другом оператор подвижного состава и грузоотправитель.

Договор на оказание услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава предполагает возможность выступления оператора от имени грузоотправителя при перевозках грузов. Договор об организации перевозок грузов таких полномочий перевозчику не предоставляет.

Статьи по теме
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)