Цена и равновесие рынка  

Рыночная цена представляет собой результат конкурентного сопоставление цены спроса и цены предложения, изменяющихся в динамике производства и потребления товара. Отсюда, цена спроса – это цена, которую покупатель готов заплатить за данный товар, а цена предложения – это цена, по которой производитель готов этот товар произвести в определённом объёме и поставить его на рынок.

При этом различают цену спроса (предложения) и спрос (предложение) индивидуального покупателя (продавца), а также рыночную цену спроса (предложения) и рыночный спрос (предложение), которые складываются на данном рынке под воздействием текущих и долговременных факторов.

В общем случае спрос представляет собой реальную финансовую возможность и желание потенциального потребителя приобрести товар по конкретной цене, то есть его платежеспособность.

Очевидно, что объем спроса зависит от множества факторов: полезности товара, потребительских предпочтений, уровня качества товара, величины доходов потребителя и др. Однако с точки зрения платежеспособности, спрос зависит, прежде всего, от цены товара.

Закон спроса отражает зависимость между ценой товара и спросом на него. Применительно к рынку чистой конкуренции данный закон трактует, что при неизменности всех прочих условий снижение цены товара приводит к возрастанию объема спроса и наоборот.

Таким образом, существует отрицательная обратная зависимость между ценой товара и объемом спроса на него, которую называют кривой спроса. В графическом виде кривая спроса представлена на рис. 1.

Рис. 1. График спроса

где р – уровень цены,  q – величина спроса.

В практике ценообразования подобное графическое представление не достаточно удобно. По этому, чаще используют более или менее точные линейные зависимости типа:

Помимо спроса при установлении рыночной цены определяющее значение имеет предложение товара, которое в общем случае представляет собой реальные производственные возможности и желание производителя (продавца) предоставить рынку товар по конкретной цене.

На величину предложения так же оказывает влияние множество факторов: развитие научно-технического прогресса в конкретной области, потребные капитальные и текущие затраты при производстве товара, уровень концентрации рынка и др. Вместе с тем, самое большое влияние на величину предложения оказывает цена товара.

Закон предложения отражает зависимость между ценой товара и предложением его на рынке со стороны производителей.

В частности, возрастание рыночного предложения происходит при повышении цены на товар и наоборот. Иначе говоря, существует положительная (прямая) зависимость между ценой товара и величиной его предложения, которую называют кривой предложения. В графическом виде кривая предложения представлена на рис. 2.

Рис. 2. График предложения

Также как и при изучении спроса, график предложения на практике удобно представить в виде линейной зависимости типа:

Анализ кривых спроса и предложения показывает, что существует определенное противоречие между покупателем и продавцом относительно цены одного и того же товара. Так покупатель заинтересован в снижении цены (тогда объем спроса будет возрастать), производитель же (продавец), наоборот, заинтересован в росте цены (тогда объем предложения будет возрастать).

При нормальных рыночных отношениях это противоречие должно разрешаться путем установления такой рыночной цены, которая представляла бы собой своего рода компромисс между покупателем и продавцом, реализующийся во взаимном согласии свершить акт купли – продажи.

Графически это можно отобразить путём совмещения графиков спроса и предложения (рис. 3).

Рис. 3. График спроса и предложения

Единственной уравновешивающей ценой, удовлетворяющей интересы покупателей и производителей (продавцов), является такая цена, при которой сумма предложения и сумма спроса равны друг другу (точка Po на рис. 3) или, так называемая, равновесная цена.

Если текущая рыночная цена, по каким либо причинам, окажется выше равновесной, то она будет стимулировать избыток предложения (производства) над спросом. Если же текущая рыночная цена опустится ниже равновесной, то это приведёт к возникновению дефицита предложения по сравнению со спросом.

На основе графического представления равновесная цена может быть вычислена аналитически:

Представленный механизм формирования рыночной равновесной цены обладает следующими существенными свойствами:

  • Цены во взаимодействии конкурирующих сил спроса и предложения на рынке выполняют уравновешивающую функцию. При этом равновесие рынка ещё не означает сбалансированность пропорций производства, но создаёт для этого серьёзные предпосылки.
  • Спрос во взаимодействующих силах конкурентного рынка выполняет ведущую роль, то есть цена спроса создаёт определённую мотивацию для увеличения (снижения) предложения. Производство же товара обычно адаптируется к запросам потребителя, выраженным в функции спроса.
  • На конкурентном рынке стихийно действует тенденция к равновесию, то есть, если отсутствуют какие-либо внешние ограничители (например, регулирование цены, объема потребления или производства со стороны государства), то рынок рано или поздно приведёт конкурирующие силы спроса и предложения в состояние равновесия.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)