Цели развития и их систематизация

После формирования корпоративной идеологии, включающей миссию, видение и ключевые ценности появляется возможность по существу приступить к формированию стратегии. Данный процесс начинается с определения целей развития.

Под целями принято понимать желаемый результат, на достижение которого будут направлены усилия

Цель более детально, чем миссия и видение, определяет будущие параметры коммерческого банка, к достижению которых будут стремиться ее руководители и сотрудники.

Цель формирует возможность определения набора действий для осуществления «перехода» от исходного (текущего) состояния коммерческого банка к желаемому.

Стратегические цели современной кредитной организации характеризуются большим разнообразием и могут классифицироваться с использованием различных признаков, включая: функциональное содержание, уровень управления, степень важности и т.д.

Также в литературе рассматривается разделение конечных целей на:

  • поставленную – выбранное желаемое состояние, определяемое по отношению к текущему;
  • наилучшую из возможных – обеспечивающая максимально возможное улучшение при имеющихся ограничениях времени, ресурсов и др.;
  • идеальную – теоретически наилучшее будущее состояние, ограниченное существующим уровнем знаний.

С точки зрения такого подхода в процессе постановки целей следует стремиться определить их наилучший из возможных, т.е. оптимальный, уровень. А при рассмотрении инновационно ориентированного развития – поставленные цели могут учитывать возможность расширения существующих знаний о процессах и явлениях, т.е. определять новые значения идеальных уровней целей.

При постановке целей следует учитывать следующие факторы:

  • принятое видение и ключевые ценности коммерческого банка;
  • имеющийся потенциал организации;
  • расширения и использования существующих отраслевых и рыночных возможностей развития.

К целям предъявляются требования, набор которых в настоящее время принято описывать англоязычной аббревиатурой SMART:

  • Specific – конкретная, т.е. использование четко сформулированных показателей будущего состояния;
  • Measureable – измеримая, т.е. наличие конкретных количественных индикаторов достижения;
  • Assignable – назначенная (заданная), т.е. определение конкретных ответственных за исполнения;
  • Realistic – реалистичная, т.е. достижимость выполнения запланированного уровня, соизмеримость с имеющимися возможностями;
  • Time-related – ориентированная во времени, т.е. установление временного горизонта достижения.

Следует отметить, что представленная выше расшифровка аббревиатуры SMART не является единственной. Существуют различные взгляды, но в первоначальном варианте предложивший такой подход Дж. Доран закладывал именно этот смысл.

В качестве этапов целеполагания выделяют следующие:

  • определение приоритетов, т.е. основных характеристик для оценки результатов развития;
  • формирование «дерева целей», т.е. иерархии, позволяющей определить логику достижения целей более высокого уровня на основе реализации совокупности подцелей;
  • определение индикаторов достижения целей, т.е. набор количественно измеримых показателей с заданными целевыми уровнями их значений.

Кроме систематизации с использованием «дерева целей» в последние десятилетия используется логика сбалансированной системы показателей (ССП), когда цели развития рассматриваются в логике 4 проекций (перспектив): финансовые цели, клиентские цели, цели внутренних бизнес-процессов, а также цели обучения и развития кадров.

Пример такого подхода можно наблюдать в Стратегии Сбербанка 2018-2020 гг.:

Финансовые цели:

  • чистая прибыль ~ 1000 млрд. руб.;
  • активы ~ 33 трлн. руб.;
  • ROE ~ 20%;
  • cost to income – 30%.

Клиенты:

  • DAU/MAU физических лиц – 50%, т.е. отношение количества клиентов, пользующихся услугами ежедневно и ежемесячно;
  • DAU/MAU юридических лиц – 80% и более;
  • цифровые сервисы – 60% в розничном и 100% в корпоративном бизнесе;
  • NPS физических лиц – 70%, т.е. уровень клиентской лояльности;
  • CSI юридических лиц – 80% и более, т.е. индекс удовлетворенности клиентов.

Внутренние бизнес-процессы:

  • надежность ключевых систем – 99,99%;
  • доступность – 24/7;
  • удовлетворенность BN-поддержкой –85% и более;
  • сокращение стоимости операций для бизнеса – на 50%;
  • time-to-market – ежедневно;
  • stand-in – менее 3 мин и др.

Кадры и развитие:

  • 100% новых продуктов – разработка Agile-команд;
  • уровень вовлеченности 75%;
  • топ-5 работодателей;
  • автоматизация HR-сервисов – 90%.

Как видно из перечисленных выше целей, заложенных в Стратегии-2020 Сбербанка, в их систематизации явно прослеживается логика ССП.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)