Цели и задачи стратегического планирования

Под стратегически планированием можно понимать процесс установления и обоснования целей, а также определения набора действий для их достижения.

Основная цель стратегического планирования – идентифицировать наилучшие из возможных направлений развития организации в условиях меняющейся рыночной среды.

Особенностями стратегического планирования (в сравнении с тактическим, текущим или оперативным) являются:

  • ориентированность на достижение принципиально значимых параметров деятельности, обеспечивающих конкурентоспособность, возможность развития и выживания организации;
  • долгосрочный или, по крайней мере, среднесрочный горизонт планирования;
  • учет большого количества неопределенных факторов, негативно или позитивно воздействующих на результаты организации;
  • важность предвидения критически важных изменений в условиях функционирования организации и адаптации к таким изменениям.

С учетом указанных выше особенностей можно говорить не только о предписательной роли стратегического плана (как набора действий для достижения целей), но и его предсказательной роли (т.е. исследование перспектив и потенциала развития).

Стратегическое планирование позволяет решать несколько групп задач:

  • первая группа – формирование концептуальных основ развития организации, включая формулировку миссии, видения и стратегических целей;
  • вторая группа задач – определение стратегических направлений развития, включая анализ сильных и слабых сторон организации, возможностей и угроз внешней среды, формирование сценариев, набора мероприятий и оценку ожидаемых результатов;
  • третья группа – составление плана реализации и определение индикаторов внедрения стратегии, включая составление планов мероприятий по отдельным бизнес-направлениям и структурным подразделениям, разработку системы показателей результативности и эффективности и т.д.

Ключевым термином при реализации выше обозначенных задач является термин «стратегия», в переводе с древне греческого обозначающий «искусство ведения войны».

И, как справедливо отмечают некоторые авторы, базовые военные стратегии, разработанные еще во времена античности, все еще не потеряли своей актуальности и активно используются в менеджменте:

  1. Концентрация ресурсов.
  2. Элемент неожиданности.
  3. Выбор театра военных действий.
  4. Организация сообщения между генералами и батальонами.
  5. Координация стратегических задач и ресурсов.
  6. Существенное преимущество на основе новшеств.

В современном менеджменте можно выделить различные подходы к определению стратегии:

  1. А. Чандлер (1962 г.) – метод установления долгосрочных целей и программы действий, пересматриваемых при изменении условий среды.
  2. И. Ансофф (1965 г.) – способ установления целей для корпоративного, делового и функционального уровней и их влияния на процессы управления.
  3. Гарвардская школа (1965 г.) – метод определения конкурентных целей и приоритетных направлений развития.
  4. М. Портер (1980-1985 гг.) – способ реакции на внешние возможности и угрозы, а также сильные и слабые стороны организации для достижения долгосрочных конкурентных преимуществ.
  5. Г, Минцберг (1987 г.) – последовательная структура управленческих решений по постановке целей, разработке и реализации планов.
  6. Г. Хамель (1989 г.) – способ развития ключевых конкурентных преимуществ на основе особых способностей и внутренних ресурсов.
  7. А. Томпсон (1995 г.) – набор упреждающих и адаптирующих действий по достижению заданных показателей деятельности.

Отмечая многогранность термина «стратегия», Г. Минцберг предложил рассматривать его с использованием принципа «5П», а именно как:

  1. План действий – ориентир и порядок действий для перехода от текущего состояния организации к будущему.
  2. Принцип поведения – используемая модель функционирования и развития, которая реализуется на практике.
  3. Позиция компании – рыночное положение, определяющее ценность компании для потребителей и ее выживание в условиях конкуренции.
  4. Перспектива развития – предполагаемое будущее состояние компании с учетом стратегических замыслов.
  5. Прием – определенный маневр, нацеленный на определенную реакцию со стороны конкурентов, клиентов и других участников рынка.

В этой же работе Г. Минцберга [11] выделяет и сравнивает десять школ разработки стратегии: дизайна (К. Эндрюс), планирования (И. Ансофф), позиционирования (М. Портер), предпринимательства (П. Друкер), когнитивную школу (Г. Саймон), школу обучения (Ч. Линдблом, Дж. Куинн), культуры (Э. Ренманн), внешней среды (М. Ханнан), конфигурации (А. Чандлер, Г. Минцберг).

В литературе также можно встретить и систематизацию базовых бизнес-стратегий, включая следующие признаки:

По целеполаганию:

  • стратегии функционирования (позиционирования): лидерство по издержкам, дифференциация продукции, фокусирования на рыночной нише;
  • стратегии развития (перспектив): интенсивного роста, устойчивого роста, сокращения, комбинированная стратегия.

По характеру планируемых действий:

  • наступательная стратегия: прямое инвестирование в расширение региональной сети, портфельное инвестирование в капитал других компаний, межбанковская кооперация;
  • наступательно-оборонительная стратегия: пересмотре приоритетов и бизнес-моделей, продажа непрофильных активов;
  • оборонительная стратегия: централизация управления, удержание сегмента рынка, сокращение масштабов деятельности.

По основному принципу развития:

  • концентрация: горизонтальная (региональная экспансия), рыночная (увеличение доли рынка), продуктовая (повышение качества и расширение линейки продуктов);
  • интеграция: прямая (рост контроля над клиентами), косвенная (развитие кобрендинговых программ);
  • диверсификация: связанная (в смежных отраслях), несвязанная (в небанковской (нефинансовой) сфере);
  • репозиционирование: ребрендинг (пересмотр названия, имиджа), демпинг (установление привлекательных (ниже рыночных) тарифов на обслуживание), кастомизация (привязка продуктов к индивидуальным потребностям клиентов);
  • трансформация: реинжиниринг (перепроектирование бизнеса на новой технологической основе), реструктуризация (изменение внутренней структуры бизнеса), слияния и поглощения (объединение и получение контроля над другими банками).

Таким образом, в настоящее время существует достаточно широкий диапазон мнений специалистов о сущности стратегии, особенностях ее формирования и содержания.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)