Формулировка видения и ценностей коммерческого банка при разработке стратегии

Сформулированная миссия реализуется на практике через призму будущего образа коммерческого банка, определяемого его руководством. Этот будущий образ, обеспечивающий реализацию миссии банка, называется видением.

То есть видение – это то, как представляют себе состояние коммерческого банка его руководители и собственники по прошествии достаточно длительного, но достижимого периода времени.

Отличительными чертами видения в сравнении с миссией являются:

  • ориентированность на внутреннюю среду коммерческого банка (внутрикорпоративный характер), тогда как миссия – это, прежде всего, послание вовне;
  • видение более конкретно – оно может включать в себя конкретные количественные характеристики, описывающие будущее состояния банка (например, количество клиентов, размер активов и т.д.);
  • видение более изменчиво – его формулировка в отличие от миссии более подвержена влиянию внешних и внутренних факторов.

Важность видения часто аргументируется с использованием такого выражения: «Видение без действий – мечта, действия без видения – кошмар».

В качестве основных концепций формулировки видения в отечественной литературы рассматриваются следующие:

  1. Концепция Коллинза-Порраса – предполагает, что видение – это совокупность базовой идеологии и образа будущего компании.
  2. Концепция Коттера – видение как указатель направления, в котором должна двигаться компания.
  3. Концепция Кестенбаума – предполагает глубокое философское, этическое и психологическое обоснование (не получила широкого распространения).

С.А. Попов предлагает процесс формулировки видения разбить на 4 основных этапа:

  1. Формулировка яркой и амбициозной картины будущего (так называемой BIHAG (Big Hairy Audacious Goal)) с учетом ценностных приоритетов, эмоциональной привлекательности и четкости.
  2. Проверка соответствия будущего образа современным тенденциям и имеющимся ресурсам.
  3. Осмысление реалистичности и этапности достижения будущего образа.
  4. Доработка формулировки с точки зрения яркости, звучности, полноты и доходчивости.

В качестве требований к итоговой формулировке видения можно выделить:

  • четкость мысленного представления – содержит внятное описание будущей деятельности коммерческого банка, выражаемая в конкретных характеристиках или показателях;
  • соответствие стремлениям людей – учитывает интересов собственников, руководства и сотрудников;
  • фокус на важных задач – содержит приоритеты для использования в каждодневной работе;
  • выполнимость – имеет четкие временные рамки и возможность достижения заданных формулировок;
  • доходчивость – обеспечивает легкость восприятия заложенной информации;
  • гибкость – оставляет возможность внесения корректив и реализации новых инициатив.

Ниже представлены формулировки видения зарубежных и отечественных банков:

  1. ICBC (Китай): Создание современной финансовой компании мирового класса с глобальной конкурентоспособностью, твердо придерживаясь принципов «достижения совершенства, соблюдения нашей основополагающей миссии, фаворита клиентов, лидерства в инновациях, безопасности и осторожности, ориентированности на людей».
  2. MUFG (Япония): Быть самой надежной финансовой группой в мире: работать вместе, чтобы превзойти ожидания наших клиентов; обеспечить надежную и постоянную поддержку наших клиентов; расширять и укреплять наше глобальное присутствие.
  3. JP Morgan (США): Для достижения нашей цели стать лучшей финансовой компанией в мире мы используем принципы: стремиться быть лучшими; выполнять работу наилучшим образом; строить великую команду и культуру победителей.
  4. ВТБ (Россия): Динамично и устойчиво растущая универсальная финансовая группа, которая призвана быть для своих клиентов финансовым партнером первого выбора, обеспечивая их потребности наиболее удобными и современными способами.

Важной составляющей формирования видения коммерческого банка выступают его ценности – т.е. значимые, общепринятые и разделяемые сотрудниками убеждения и принципы, которые находят отражение во внутренних стандартах, правилах поведения и процедурах.

Ценности служат для взаимоувязки будущего образа коммерческого банка с ежедневным поведением всех его сотрудников. Они обеспечивают единство и однонаправленность группового поведения, формируя тем самым «каркас», обеспечивающий возможность целенаправленного развития.

Ценности закрепляются во внутренних документах и в жесткой или мягкой форме регламентируют деятельность коллектива.

Для целей стратегического развития важны не только сами формулировки ценностей, но и их последовательная реализация в практической деятельности банка.

Для этого предусматривается реализация следующих действий:

  1. Формулировка ценностей, важных для реализации миссии и видения банка;
  2. Пропаганда сформулированных ценностей внутри коллектива;
  3. Стимулирование использования ценностей в деятельности сотрудников;
  4. Обеспечение возможности тиражирования ценностно-ориентированного поведения сотрудников.

Совокупность миссии, видения и ключевых ценностей представляет собой корпоративную культуру (идеологию), которая определяет содержание этических норм и правил поведения и становится основой для формулировки стратегии и планов развития.

На рисунке представлен пример схемы реализации корпоративной идеологии банка Mitsubishi UFJ Financial Group (MUFG).

Формулировка видения и ценностей коммерческого банка при разработке стратегии

Ниже представлены примеры ценностей зарубежных и отечественных банков.

ICBC (Китай): Честность, человечность, благоразумие, инновации и превосходство.

MUFG (Япония): Честность и ответственность. Профессионализм и командная работа. Бросьте вызов себе, чтобы расти.

JP Morgan (США): Справедливость, честность и ответственность.

Сбербанк (Россия): Я-лидер. Мы – команда. Все – для клиента

ВТБ (Россия): Дорожим клиентом. Работаем в команде. Отвечаем за результат. Проявляем инициативу. Совершенствуемся постоянно.

Альфа-банк (Россия): Действую как лидер. Вместе с клиентом в любую минуту. Мыслю как предприниматель. Продвигаю цифровую жизнь.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)