Типы организации и управления маркетинговой деятельностью

В практической деятельности финансово-кредитных и предпринимательских структур наибольшее распространение получили следующие типы организации и управления маркетинговой деятельностью.

Функциональный

Согласно этому типу организации службы маркетинга, направления специализации менеджеров сконцентрированы по отдельным социально-корпоративным группам потребителей и контактным аудиториям, формирующим собственный рыночный сегмент (отрасль, VIP-клиенты).

Рыночный

Функциональная особенность данного типа организационно-управленческой структуры состоит в том, что специализация персональных менеджеров службы маркетинга направлена на отдельные географически обособленные рынки (рыночные сегменты, ниши, окна, города, области, регионы).

Товарный или продуктовый

Данная организационно-управленческая структура основана на продуктовой специализации маркетинговых функций персональных менеджеров по направлениям финансовых услуг, представляемых независимо от рыночной принадлежности конечных потребителей корпоративного сегмента (инвестиционные кредиты, облигационные займы, лизинг, факторинг).

Матричный

Организационно-управленческая система организации маркетингового направления, основана на использовании синергетического эффекта наложения товарной или продуктовой специализации (видам финансовым продуктов и услуг), и рыночной специализации (обслуживание отдельных рыночных сегментов и ниш).

Интересно
Системная трансформация рынков продавцов в рынки покупателей банковских продуктов и услуг определяет теоретико-методологические основы формирования и развития расширительных клиентоориентированных стратегий коммерческих банков, основанных на определении рыночной конкурентоспособной позиции банка. В связи с этим, процесс организации маркетингового направления направлен на персонификацию и мобильность реагирования на изменяющееся маркетинговое окружение, и удовлетворение платежеспособного потребительского спроса на инновационные финансовые продукты и услуги.

Одним из перспективных направлений функционирования маркетинговых подразделений является разработка и принятие управленческих решений в инфокоммуникационном пространстве.

Основным центром, который призван исследовать потенциальных клиентов с использованием новых технологий, становится управление корпоративного банкинга.

Данное управление не имеет деления на отделы, в нем работают в основном персональные менеджеры, каждый из которых ведет несколько корпоративных клиентов.

Функционирование персонального менеджмента подразделяется на следующие этапы:

  • предварительные переговоры с потенциальными клиентами, цель которой состоит в формировании четкого понимания потребностей клиента, составление перечня мероприятий по продаже ему необходимых банковских услуг, согласование с ним предлагаемого перечня и сроков внедрения продуктов;
  • подготовительная работа по продаже пакетного предложения банковских продуктов, в ходе которой формируются необходимые пакеты документов для согласования с профильными службами банка о возможности сотрудничества с клиентом;
  • оценка возможностей продаж пакета банковских продуктов и услуг клиенту, конечной целью которого есть подготовка клиентского (кредитного) досье для вынесения его на рассмотрение кредитного комитета банка;
  • принятие решения о продаже персонифицированного пакета банковских продуктов клиенту и установление лимита на использование любых активных операций банка, или движения денежных потоков;
  • оформление продажи банковских продуктов клиенту, договорное сопровождение и обеспечение принятых кредитным комитетом управленческих решений;
  • шестой – послепродажное обслуживание финансовых продуктов и услуг, поддержание партнерских отношений с клиентом, постоянный мониторинг параметров его финансовой устойчивости с целью своевременного реагирования на возможные проблемы и продажи ему сопряженных банковских продуктов.

Маркетинговая служба персонального менеджмента направлена на формирование пакетного предложения банковских услуг, а также разрабатывать технологию продаж и коммуникаций. Потом эти предложения отрабатываются в рамках пилотного предложения выделенных клиентских группах, чтобы сделать вывод о реальной необходимости услуг и сформировать их стоимость.

После принятия управленческого решения формируется договорная база клиентского обслуживания, затем клиент передается к управлению корпоративного банкинга, а сам продукт рекомендуется для внедрения в отделениях и филиалах.

Таким образом, главными направлениями в организации работы маркетинговой службы и создании информационной базы должно быть изучение и поиск наиболее привлекательных для банка индустрий и клиентов для разработки и внедрения новых технологий и пакетов услуг.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)