Территориальный и рыночный подходы в маркетинговом мышлении

Не менее важное значение имеет территориальный и рыночный подходы в маркетинговом мышлении. Развитие территории, как правило, находит свое отражение в стратегических планах местных администраций. Региональный маркетинг – это план рыночного развития территории выработанный при поддержке консультантов и общественности.

Маркетинговое мышление здесь выступает катализатором понимания важности учета рыночных факторов для регионального уровня планирования. Этот специфический уровень мышления у чиновников региональной власти формирует рыночную повестку в управлении, что делает территории более конкурентоспособными.

Спецификой современной России является наличие громоздкого бюрократического аппарата, который считает возможным регулирование и управление любой сферы общественной жизни или экономики. Этот аппарат характеризует принятие регулятивных решений при отсутствии серьезной аналитической проработки плюсов и минусов, последствий принимаемых постановлений и нормативных документов.

По большему счету,отсутствует система общественных слушаний актуальных направлений административного регулирования (Общественная палата занимается актуальными и общественно-важными вопросами, но не обсуждением государственного регулирования, особенно в регионах страны). Аллегорическим образцом системы работы таких решений является бессмертная фраза одного из крупных чиновников страны: «хотели как лучше, а получилось как всегда».

Со стороны общества это происходит по трем причинам:

  1. Институциональное доверие общества государству или его служащим (в том числе и на регионально-муниципальном уровне), обусловленное патернализмом советского времени.
  2. Социальное безразличие и оторванность большинства населения от принимаемых бюрократическим аппаратом решений и, как следствие, отсутствие общественного контроля и санкций по плюсам и минусам административного регулирования.
  3. Социальный страх (отсутствие воли к конструктивному сотрудничеству) большинства населения страны не желающего связываться дискуссиями с властями, имеющими в своей основе историко-национальные корни (основа массовогоправового нигилизма, законы не исполняют и т. д.).

«Закон как дышло, куда повернул, туда и вышло».

Бюрократический аппарат современной России в результате считает себя непогрешимым и свободным при принятии любых регулятивных решений. В условиях сырьевой и экспертно-ориентированной экономики домашние хозяйства не финансируют ошибки власть имущих, они их не замечают. Другое дело экспертные сообщества, которые активно пытаются влиять на принимаемые решения и повышать их качество. На уровне федерального бюрократического аппарата происходят попытки дискуссий с привлечением экспертов и аналитиков для учета маркетинга и рыночных сил развития.

На региональном уровне совершенно другая картина. Классификация территориальных целей маркетинга в каждом регионе формируется субъективно, исходя из оппортунизма правящих элит. Как правило, губернатор (глава столичного города) имеет преобладающее влияние на систему принимаемых административных решений.

Ниже его находится уровень муниципалитетов или зависимых от него региональных учреждений (система здравоохранения, образования, другие социальные организации), которые зависят от дотаций и прочей помощи, поэтому все его решения «единогласно» поддерживают и на все согласны. Любая местная бюджетная или государственная организация (региональные вузы, оборонные промышленные предприятия, местные СМИ и т. д.) также зависят от его решений и объемов финансирования.

Субъективизм и волюнтаризм таких решений, по существу, не проходит обсуждение в региональном сообществе и не попадает под воздействие маркетингового фактора по следующим причинам:

  1. Руководителям этого уровня необходимо быстро показать результаты своей управленческой работы, если регулятивные решения публично обсуждать, то время уйдет, как и качество решений. Такого руководителя обвинят в медлительности и неспособности оперативного управления. В вышестоящих коридорах уже томятся десятки других высокопоставленных желающих оперативно принимать решения в регионе.
  2. В условиях рынка и неразвитого гражданского общества любое единоличное решение губернаторов (они не являются универсальными специалистами по всем вопросам развития подведомственных им территорий) проходит под влиянием лоббистов и заинтересованных групп отраслевых бизнесменов (они финансируют и исполняют принимаемое решение), проводником их интересов становятся помощники или заместители губернаторов, которые преследуют свои оппортунистические цели.
  3. Экспертное сообщество регионов разрознено и не имеет возможностей коллективного воздействия при очевидной неправильности принимаемых решений (в регионах России не выработан механизм использования мнений сторонних экспертов, представителей научного регионального сообщества, и поэтому нет уважения к их стороннему, более профессиональному и, главное, альтернативному мнению).

На взгляд автора, пока институт экспертов от маркетинга и других экономических дисциплин, своеобразный общественный аудит принятия административных решений не заработает в России, единственным судьей правильности или ошибочности волюнтаристического регулирования в регионах станет рынок. Наиболее специфичен в своем развитии и зависим от субъективизма административного регулирования в России рынок недвижимости.

Интересно
Самым ярким примером административного развития регионального рынка и глобального роста цен стал рынок недвижимости г. Москвы. На примере этого рынка можно посмотреть как работает маркетинг, ориентированный на сбыт недвижимости. Маркетинговое мышление, но с оппортунистическим уклоном, здесь охватило подавляющее количество участников и самого регулятора.

Отраслевой, территориальный и рыночный подходы к маркетинговому мышлению формируют своеобразие фирм, которые конкурируют не только за потребителя, но и между собой. Национальная специфика, при ее использовании в маркетинговом мышлении, дает дополнительные аргументы на внутреннем рынке.

Конкуренция на глобальных рынках предполагает использование менеджментом современных коммуникационных технологий и передовых образцов корпоративной культуры для формирования маркетингового мышления у своего персонала.

Маркетинг в условиях рынка – самое важное направление в управлении любой фирмы. Идеология маркетинга, философия рынка фирмы – все это идеальные задачи маркетингового мышления.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)