Территориальный и рыночный подходы в маркетинговом мышлении
Не менее важное значение имеет территориальный и рыночный подходы в маркетинговом мышлении. Развитие территории, как правило, находит свое отражение в стратегических планах местных администраций. Региональный маркетинг – это план рыночного развития территории выработанный при поддержке консультантов и общественности.
Маркетинговое мышление здесь выступает катализатором понимания важности учета рыночных факторов для регионального уровня планирования. Этот специфический уровень мышления у чиновников региональной власти формирует рыночную повестку в управлении, что делает территории более конкурентоспособными.
По большему счету,отсутствует система общественных слушаний актуальных направлений административного регулирования (Общественная палата занимается актуальными и общественно-важными вопросами, но не обсуждением государственного регулирования, особенно в регионах страны). Аллегорическим образцом системы работы таких решений является бессмертная фраза одного из крупных чиновников страны: «хотели как лучше, а получилось как всегда».
Со стороны общества это происходит по трем причинам:
- Институциональное доверие общества государству или его служащим (в том числе и на регионально-муниципальном уровне), обусловленное патернализмом советского времени.
- Социальное безразличие и оторванность большинства населения от принимаемых бюрократическим аппаратом решений и, как следствие, отсутствие общественного контроля и санкций по плюсам и минусам административного регулирования.
- Социальный страх (отсутствие воли к конструктивному сотрудничеству) большинства населения страны не желающего связываться дискуссиями с властями, имеющими в своей основе историко-национальные корни (основа массовогоправового нигилизма, законы не исполняют и т. д.).
«Закон как дышло, куда повернул, туда и вышло».
Бюрократический аппарат современной России в результате считает себя непогрешимым и свободным при принятии любых регулятивных решений. В условиях сырьевой и экспертно-ориентированной экономики домашние хозяйства не финансируют ошибки власть имущих, они их не замечают. Другое дело экспертные сообщества, которые активно пытаются влиять на принимаемые решения и повышать их качество. На уровне федерального бюрократического аппарата происходят попытки дискуссий с привлечением экспертов и аналитиков для учета маркетинга и рыночных сил развития.
Ниже его находится уровень муниципалитетов или зависимых от него региональных учреждений (система здравоохранения, образования, другие социальные организации), которые зависят от дотаций и прочей помощи, поэтому все его решения «единогласно» поддерживают и на все согласны. Любая местная бюджетная или государственная организация (региональные вузы, оборонные промышленные предприятия, местные СМИ и т. д.) также зависят от его решений и объемов финансирования.
Субъективизм и волюнтаризм таких решений, по существу, не проходит обсуждение в региональном сообществе и не попадает под воздействие маркетингового фактора по следующим причинам:
- Руководителям этого уровня необходимо быстро показать результаты своей управленческой работы, если регулятивные решения публично обсуждать, то время уйдет, как и качество решений. Такого руководителя обвинят в медлительности и неспособности оперативного управления. В вышестоящих коридорах уже томятся десятки других высокопоставленных желающих оперативно принимать решения в регионе.
- В условиях рынка и неразвитого гражданского общества любое единоличное решение губернаторов (они не являются универсальными специалистами по всем вопросам развития подведомственных им территорий) проходит под влиянием лоббистов и заинтересованных групп отраслевых бизнесменов (они финансируют и исполняют принимаемое решение), проводником их интересов становятся помощники или заместители губернаторов, которые преследуют свои оппортунистические цели.
- Экспертное сообщество регионов разрознено и не имеет возможностей коллективного воздействия при очевидной неправильности принимаемых решений (в регионах России не выработан механизм использования мнений сторонних экспертов, представителей научного регионального сообщества, и поэтому нет уважения к их стороннему, более профессиональному и, главное, альтернативному мнению).
На взгляд автора, пока институт экспертов от маркетинга и других экономических дисциплин, своеобразный общественный аудит принятия административных решений не заработает в России, единственным судьей правильности или ошибочности волюнтаристического регулирования в регионах станет рынок. Наиболее специфичен в своем развитии и зависим от субъективизма административного регулирования в России рынок недвижимости.
Отраслевой, территориальный и рыночный подходы к маркетинговому мышлению формируют своеобразие фирм, которые конкурируют не только за потребителя, но и между собой. Национальная специфика, при ее использовании в маркетинговом мышлении, дает дополнительные аргументы на внутреннем рынке.
Маркетинг в условиях рынка – самое важное направление в управлении любой фирмы. Идеология маркетинга, философия рынка фирмы – все это идеальные задачи маркетингового мышления.
- Стратегическое отраслевое планирование и его провалы
- Отечественная концепция определения социально-экономической сущности и содержания маркетинга
- Традиционная концепция маркетинга
- Концепция социально-этичного маркетинга
- Концепция интенсификации коммерческих усилий
- Характеристика концепции совершенствования товара
- Особенности концепции совершенствования производства
- Особенности маркетингового мышления
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу