Отечественная концепция определения социально-экономической сущности и содержания маркетинга

Отечественная концепция определения социально-экономической сущности и содержания маркетинга имеет много общего с основными положениями концепции социально-этичного маркетинга, в частности, когда речь идет об определении соотношения интересов предприятий и общества. Учет социальной роли маркетинга представляется важным с точки зрения интересов отдельных социальных групп и повышения качества жизни людей в современном мире.

В рамках отечественной концепции выдвигаются следующие требования к современному маркетингу:

  1. Основная цель предприятия должна состоять в удовлетворении разумных, здоровых потребностей потребителей в соответствии с гуманными интересами общества.
  2. Предприятие должно быть постоянно занято поиском возможностей создания новых товаров, полнее удовлетворяющих потребности покупателей. Оно должно быть готовым к систематическому внесению в товары усовершенствований в соответствии с интересами покупателей.
  3. Предприятие должно отказываться от производства и продажи товаров, противоречащих интересам потребителей вообще, и, особенно, если они могут причинить вред потребителю и обществу в целом.
  4. Потребители, опираясь на собственные действия и общественное мнение, должны поддерживать только те предприятия, которые подчеркнуто проявляют заботу об удовлетворении нормальных здоровых потребностей носителей платежеспособного спроса.
  5. Потребители, заботясь о сохранении и повышении качества жизни, не будут покупать товары предприятий, использующих экологически «нечистые» технологии даже для производства нужного обществу товара.
  6. Предприятие должно создавать и внедрять в практику такие программы социально-экономического развития, которые не только служат интересам самого предприятия и его трудового коллектива, но полезны и для социального развития региона, в котором данное предприятие функционирует».

Ясно, что выполнение данных требований возможно только в том случае, если управление корпорации базируется на высоких морально-этических принципах, позволяющих преодолевать фирменный эгоизм, учитывать особенности национального мышления, что в современных экономических условиях, особенно в России, трудно исполнимы.

Для определения маркетинговых фирменных целей при работе в сфере маркетингового мышления необходимо напомнить читателю перечень традиционных целей маркетинга, приведенных в работах Ф. Котлера и Л. Е. Басовского. К ним относятся: достижение максимального возможного потребления, достижение максимальной потребительской удовлетворенности, предоставление максимально широкого потребительского выбора, максимальное повышение качества жизни.

Эти цели характерны для либеральных экономических взглядов большинства англо-американских ученых. Они также характеризуют потребительскую философию стран «золотого миллиарда», где усилия практикующих маркетологов направлены на максимально полное удовлетворение потребительского спроса, на создание мер стимулирования дополнительного спроса.

В отечественных условиях формирующейся экономики рыночного типа цели зарубежного маркетинга имеют идеальный характер «воздушного замка». Достижение максимально возможного высокого потребления навряд ли сделает человечество более счастливым. Однако высокие стандарты потребления могут послужить стимулом экономического развития развивающихся стран, которым есть на что равняться в области потребления.

Достижения максимальной потребительской удовлетворенности – более прагматичная цель маркетинга. Единственная проблема удовлетворенности потребительского спроса в современной экономике – это его критерии.

Предоставление максимально широкого потребительского выбора олицетворяет возможность потребителя выбрать более качественный или более доступный товар по соотношению «цена – качество». Однако в условиях высокомонополизированных рынков современности формируется мнимый выбор, когда при разнообразии товарных марок у потребителя нет реального выбора. В этих условиях возрастает значение выбора продукции фирмы с положительной деловой репутацией.

Другими словами, наибольший успех имеет та корпорация, которая использует эффективную стратегическую модель общественного взаимодействия и учета особенности мышления потребителей на рынке.

Интересно
Максимальное повышение качества жизни – это общепринятая цель маркетинга, обозначающая совокупность качества, количества, ассортиментности товарной массы и культурного развития общества. Эта цель направлена на повышение культурного развития человеческого общества в области потребительского поведения, его стандартов и стереотипов. В этом направлении маркетинга значительно возрастает значение взаимного многостороннего обмена фирмы и общества.

Последние две цели маркетинга при использовании маркетингового мышления могут стать областью конкурентных преимуществ любой фирмы. Особенно, если использовать еще и идеи о социально ответственном маркетинге.

Во многом идеи социально-этического маркетинга выражают правильное содержание общественного развития современного нам рынка. Проблемы соотношения интересов фирмы и общества, повышения качества жизни, экологические вопросы современности требуют своего маркетингового разрешения. Социальная модель рыночных отношений имеет в современной экономической науке большое значение.

Именно в рамках этой концепции учитываются социологические основы маркетинга, его культурные аспекты и особенности маркетинговой психологии. Анализ маркетингового поведения происходит в социальном контексте, в общественной системе, с учетом национально-культурной специфики территорий и целевых аудиторий.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)