Особенности маркетингового мышления

Маркетинговое мышление – это предмет, имеющий долговременное идеологическое значение. Он опирается на основные теории рынка: классические и неоклассические, в том числе и институциональные. Утверждение Адама Смита об эгоистической природе человека имеет значение. Без эгоизма и стремления реализовать свои желания, удовлетворить имеющиеся потребности человек не сможет существовать. Коллективный эгоизм правит рынками. Эту позицию изучали в рамках многих подходов, одна из наиболее известных – это концепция экономического империализма. Эти идеи были подтверждены рядом исследований в XIX и XX веках.

Маржиналистская и кейнсианская революция, работы последователей утвердили общество в их непротиворечивости. Это привело к формированию в маркетинге теории потребительского поведения, для которой характерны следующие высказывания:

«Потребитель – король» или «Только клиент может нас всех уволить».

С этих пор маркетинг занимается потребителем и его потребностями. Анализируются мотивы поведения, принятий решений о покупках, выясняются специфика природы лояльности, удержания клиента и множество аналогичных вопросов. Для формирования идеологии маркетингового мышления важно обозначить мировоззренческие и методологические источники в виде системы детерминант, принципы и методы работы на рынке.

Эгоизм потребителя основан на примитивных инстинктах выживания, в условиях рынка его реализация возможна за счет индивидуального набора ресурсов (товаров и услуг), но их покупка зависит только от денег или их эквивалентов. Поэтому смысл систем мотивации современного человека основан на материальных аспектах рыночного типа для формирования его рационального поведения, которые делают его жизнь возможной и максимально комфортной. Грубая схема не отражает всего многообразия стимулов и мотивационных программ для человека.

Поэтому главный смысл фундаментальной идеологии маркетинга – продажи на рынке (I) ради удовлетворения потребностей (II) на основе эгоизма продавцов и потребителей, направленных на выстраивание мотивации (III) по учету их материальных интересов.

Мотивация (выделено темными стрелками) – это центральный процесс принятия решений человеком по действию на рынке и по покупке ресурсов (рис. 1).

Особенности маркетингового мышления

Принципы и методы анализа на рынке, который используют при изучении предмета «Маркетинговое мышление», перекликаются с методологией изучения потребительского поведения клиентов, методами анализа в
психологии маркетинга. Также используются методы управленческого анализа персонала.

Специфика предмета включает в себя не только анализ клиента, но и оценку уровня развития маркетингового мышления сотрудника с позиции корпоративной лояльности и знания им внутрифирменных ценностей.

В основе методов анализа маркетингового мышления находится традиционный набор социологических и психологических методов анализа общества, отдельных социальных групп и индивидов:

  • разные методы наблюдения (домашнее наблюдение, теневой метод наблюдения, физиологического наблюдения и т. д.); интервью и опросы (фокус-группы, анкетные методы);
  • психофизиологические методы (биологическая обратная связь, выражение лица, мимика потребителя, голосовой анализ и пр.);
  • эксперименты (техника пробных продаж, лабораторные, полевые эксперименты).

К общепринятым принципам маркетингового мышления относят: иррациональную власть потребителя над фирмой; глобализацию потребителей; сегментацию как реализацию принципа «Разделяй и властвуй». Часто в качестве базовых принципов уже всевластия потребителей называют такие принципы, как: безопасность, право на информацию, право на компенсацию, на соблюдение экологических норм и т. д. Подготовленность и профессионализм продавца на рынке общество ограничивает институциональными правилами соблюдения фирмами базовых принципов потребления.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)