Стратегическое отраслевое планирование и его провалы

Экономика современного мира анализируется с позиций изучения рынков, отраслей и территорий. Рынок – объединяющее понятие, когда отрасли и территории посредством хозяйствующих агентов взаимодействуют.

Интересно
Однако в экономике России сложились четкие отраслевые интересы, которые влияют на рыночное поведение агентов и принимаемые ими маркетинговые решения. Например, предприятия ТЭКа (топливно-энергетического комплекса) превратились в валютный цех страны, работают преимущественно на получение доходов от внешнеэкономической деятельности и пропагандируют ценности объединенного отраслевого рыночного поведения. Им присущи поведенческие стандарты в отрасли, которые характеризует повышенная трудовая дисциплина, строгая управленческая бюрократическая иерархия, соблюдение отраслевых этических норм.

Важными стимулами такого корпоративного мышления стали особые нормы регулирования отрасли, отраслевая система социального мотивирования, суровые природные и производственные условия. Для предприятий отрасли характерны более высокие заработные платы и информационная закрытость от регионального сообщества (таким примером могут служить территориальные подразделения ведущих предприятий ТЭКа от Волгоградской области).

Одновременно с этим акционирование капитала и оборот ценных бумаг отрасли на внешних рынках приводит к необходимости формировать передовые примеры отраслевых этических стандартов в России и развивать корпоративную культуру исходя из лучших мировых образцов. Маркетинговое мышление на таких предприятиях проникнуто отраслевыми стандартами поведения. Ориентация предприятий на внешний рынок приводит их к риторическому использованию лучших образцов этики. Для анализа доступны сайты этих предприятий, где размещены публичные данные по интересующим вопросам.

В частности, анализ экологической политики крупнейших промышленных бизнесов России свидетельствует, что они находятся на этапе развития современной корпоративной социально ответственной политики как важного этапа формирования маркетингового мышления. Этот этап характеризует декларативность публичной политики, зачастую отсутствие использования в своей деятельности международных сертификатов экоаудита и экоменеджмента, а также стремление максимизировать получаемую выгоду.

В частности, в нефтедобывающем бизнесе России сохраняются «в целом «догоняющего» типа инновационные процессы», направленные на попытку сравнятся «в технологиях и формах организации работы с ведущими нефтедобывающими компаниями мира. Для этих процессов характерна «весьма слабая связь научных, технических и технологических инноваций с преобразованием в бизнес-структурах и в целом с организацией бизнес-процессов».

Необходим поиск новых инновационных источников конкурентоспособности отрасли, которые, по мнению автора, находящихся в современных рыночных коммуникациях, социальной и экологической политике бизнеса, которые объединяют ценности формирования маркетингового мышления.

В частности, российская нефтяная компания «ТНК-ВР», недавно перешедшая под контроль НК «Роснефти», на корпоративном сайте сформулировала так долгосрочные цели-ценности ТНК-ВР на рынке: «главными ценностями компании всегда были результативность, безопасность, добросовестность и обязательность, что позволяло ставить нам ясные, амбициозные цели и смело идти к их реализации. Наша компания постоянно работает над тем, чтобы на всех АЗС-ТНК клиенты получали гарантированное качественное обслуживание, тщательно контролирует все производственные процессы, отвечает на запросы потребителей, чтобы стать еще лучше».

Если бы процедурный механизм реализации ценностей был бы расписан на конкретных примерах, это, безусловно, повысило бы публичную значимость реализуемой маркетинговой политики этого бизнеса.

У другого крупного предприятия нефтяной отрасли – ОАО «Сургут-нефтегаз» на корпоративном сайте большое количество данных о проводимой экологической, социальной, кадровой и маркетинговой политике (данные на октябрь 2016 г.) [95]. В 2007 г. данная компания вообще на своем сайте не отражала политику в данных сферах, что свидетельствует об изменении в управлении в лучшую сторону.

Другой долговременный подход демонстрирует НК «Лукойл», топ-менеджеры которой активно внедряет международные стандарты качества и управления на своих предприятиях «Лукойл». Это обусловлено стратегической политикой данной организации, направленной на интеграцию в мировое бизнес-сообщество. На корпоративном сайте этой компании заявлено, что миссия данной компании: «Мы созданы, чтобы энергию природных ресурсов обратить во благо человека. Способствовать в регионах деятельности Компании долгосрочному экономическому росту, социальной стабильности, содействовать процветанию и прогрессу, обеспечивать сохранение благоприятной окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. Обеспечить стабильный и долгосрочный рост бизнеса, трансформировать ЛУКОЙЛ в лидирующую мировую энергетическую компанию.

Быть надежным поставщиком углеводородных ресурсов на глобальном рынке энергопотребления». Эта компания работает в рамках международной сертификации, что активно используется в ее публичной экологической и социальной политике. В документе «Политика управления персоналом ОАО «ЛУКОЙЛ»», в разделе «Наши цели» публично заявлено, что «политика управления персоналом – это политика единой интегрированной компании, имеющей сильную и устойчивую корпоративную культуру и стройную систему корпоративных ценностей…» который «формирует путь ЛУКОЙЛа». Весь документ пронизан этапами, смыслами формирования отраслевого и рыночного подходов маркетингового мышления крупной и успешной компании.

Доминирующие положение на рынках, отраслевая информационная закрытость и желание получать максимум от внутренних рынков приводит отрасль и ее руководителей к сложным этическим ситуациям и желаниям оппортунистического маркетингового поведения. С точки зрения развития конкуренции и совершенствования маркетинга, такие ситуации недопус-тимы на рынке с позиции высокоэтичного маркетингового мышления. Гиганты бизнеса должны быть открыты для контроля обществу и рынкам, иначе коррупционные скандалы приводят к снижению стоимости компаний и гигантским штрафам, которые негативно сказываются на репутации отрасли на рынке.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)