Теория трансакционных издержек

В рамках новой институциональной экономики зародилась теория трансакционных издержек, разработчиками которой являются два известных экономиста — Р. Коуз и О. Уильямсон. Основополагающим элементом теории трансакционных издержек считается трансакция, сделка, соглашение, договор — другими словами, пример экономического взаимодействия. В современном рыночном обществе определение трансакции понимается предельно широко. Интернет-ресурс словарей и энциклопедий http://dic.acadeinic.ru/ дает более 40 примеров толкований данного понятия, которое обозначает различного рода сделку, будь то купля-продажа, переуступка прав, оказание услуг вне зависимости от срока и юридического оформления. Главное, что в ходе заключения соглашения или договоренности обе стороны — или их может быть более — несут определенные потери, не являющиеся предметом сделки, а возникающие в процессе взаимодействия. Такие затраты называются трансакционными издержками. В неоклассической теории нет места трансакционным издержкам, так как рынок является идеальной моделью взаимодействия хозяйствующих субъектов, которые ведут себя по отношению друг к другу честно и открыто, где нет места недоверию и дополнительным затратам на заключение договора. Ключевое значение трансакционных издержек было осознано благодаря работе Р. Коуза «Природа фирмы» (1937). Автор проанализировал необходимые затраты времени за предварительные переговоры, уточняющие условия сделки, дополнительные действия по контролю исполнения договоренностей по устранению разночтений и неисполнений обязательств и т. д. Изначально Р. Коуз называл трансакционными издержками «издержки пользования рыночным механизмом». Впоследствии это понятие стали использовать для обозначения всех издержек, возникающих в процессе взаимодействия хозяйствующих субъектов — как на рынке, так и в организационной среде. Согласно наиболее распространенному определению трансакционных издержек, автором которого является К. Далмана, к ним можно отнести:

  • издержки сбора и обработки информации,
  • издержки проведения переговоров и принятия решений,
  • издержки контроля,
  • издержки юридической защиты выполнения контракта пользованием рынка.

Действие трансакционных издержек может рассматриваться не только со знаком минус — в качестве затрат, но и со знаком плюс — как уравновешивающий механизм. Научный анализ понятия трансакции впервые совершил Дж. Коммонс в работе «Институциональная экономическая теория» в 1934 г. Трансакция — это не товарообмен, а обмен правами собственности и свободами в рамках общественного производства и воспроизводства. Коммонс выделил три основных вида трансакций:

  1. Трансакция сделки служит для осуществления фактического отчуждения и присвоения прав собственности и свобод, и при ее осуществлении необходимо обоюдное согласие сторон, основанное на экономическом интересе каждой из них.
  2. Трансакция управления — в ней ключевым является отношение управления подчинения, которое предполагает такое взаимодействие между людьми, когда право принимать решения принадлежит только одной стороне.
  3. Трансакция рационирования — при ней сохраняется асимметричность правового положения сторон, но место управляющей стороны занимает коллективный орган, выполняющий функцию спецификации прав. К трансакциям рационирования можно отнести: составление бюджета компании советом директоров, федерального бюджета правительством и утверждение органом представительной власти, решение арбитражного суда по поводу спора, возникающего между действующими субъектами, посредством которого распределяется богатство. В трансакции рационирования отсутствует управление.

Любая трансакция состоит из двух частей:

  • Подготовка соглашения. На этой фазе покупатель должен найти продавца, собрать информацию о ценах (прицениться), оценить качество, выбрать продавца и прийти с ним к соглашению. Продавец должен купить место на рынке, пройти контроль качества своего товара, а также непрерывно собирать информацию о ценах.
  • Реализация соглашения. На этой фазе покупатель оплачивает товар, получает ее в свое распоряжение, оценивает еще раз ее качество.

Каждая трансакция обязательно определяет четыре группы параметров:

  • участников сделки;
  • ресурсы, используемые в трансакции и ожидаемые результаты;
  • права участников на ресурсы и результаты;
  • обязанности сторон.

Трансакционные издержки —любые потери, возникающие вследствие неэффективности совместных решений, планов, заключаемых договоров и созданных структур. Трансакционные издержки ограничивают возможности взаимовыгодного сотрудничества. Развивая анализ Коуза, сторонники трансакционного подхода предложили различные классификации трансакционных издержек (затрат).

В соответствии с одной из них выделяются:

  1. Издержки поиска информации. Перед тем как будет совершена сделка, нужно располагать информацией о том, где можно найти потенциальных покупателей или продавцов потребительских благ или производственных факторов, и каковы сложившиеся на данный момент цены. Издержки такого рода складываются из затрат времени и ресурсов, необходимых для ведения поиска, а также из потерь, связанных с неполнотой и несовершенством получаемой информации.
  2. Издержки ведения переговоров. Рынок требует отвлечения значительных средств на проведение переговоров об условиях обмена, на заключение и оформление контрактов. Чем больше участников сделки и чем сложнее ее предмет, тем выше эти издержки. Потери из-за неудачно заключенных, плохо оформленных и ненадежно защищенных соглашений являются мощным источником этих издержек.
  3. Издержки измерения. Любой продукт или услуга —это комплекс характеристик. При обмене неизбежно учитываются лишь некоторые из них, причем точность их оценки бывает чрезвычайно приблизительной. Иногда интересующие качества товара вообще неизмеримы, и для их оценки приходится пользоваться интуицией. Целью их экономии обусловлены такие формы деловой практики, как гарантийный ремонт, фирменные ярлыки.
  4. Издержки спецификации и защиты прав собственности. В эту категорию входят расходы на содержание судов, арбитража, государственных органов, затраты времени и ресурсов, необходимых для восстановления нарушенных прав, а также потери от плохой их спецификации и ненадежной защиты.
  5. Издержки оппортунистического поведения. Термин «оппортунистическое поведение» был введен О. Уильямсоном. Так называется недобросовестное поведение, нарушающее условия сделки или нацеленное на получение односторонних выгод в ущерб партнеру. Под эту рубрику попадают различные случаи лжи, обмана, бездельничанья на работе, манкирования взятыми на себя обязательствами. Различают две основных формы оппортунизма, первая из которых характерна для отношений внутри организаций, а вторая — для рыночных сделок. Отлынивание (shirking) представляет собой работу с меньшей отдачей и ответственностью, чем следует по условиям договора. Когда отсутствует возможность эффективного контроля над агентом, он может начать действовать исходя из собственных интересов, не обязательно совпадающих с интересами нанявшей его фирмы. Проблема становится особенно острой, когда люди работают сообща («командой») и личный вклад каждого определить очень трудно. Вымогательство (holding-up) наблюдается в тех случаях, когда кем-либо из агентов произведены инвестиции в специфические активы. Тогда у его партнеров появляется возможность претендовать на часть дохода от этих активов, угрожая в противном случае разрывом отношений (с этой целью они могут начать настаивать на пересмотре цены получаемого продукта, повышении его качества, увеличении объема поставок и т. д.). Угроза «вымогательства» подрывает стимулы к инвестированию в специфические активы.
  6. Издержки «политизации». Этим общим термином можно обозначить издержки, сопровождающие принятие решений внутри организаций. Если участники наделены равными правами, то решения принимаются на коллективной основе, путем голосования. Если они располагаются на разных ступенях иерархической лестницы, то вышестоящие в одностороннем порядке принимают решения, которые обязательны к выполнению для нижестоящих.
Теория новой институциональной экономики, на наш взгляд, — самое замечательное современное дополнение неоклассической экономической теории. Именно в полемике с этим направлением сформировалась «новая экономическая социология», и сложилось совместное понимание проблемы исследования. Именно так и будет происходить дальнейшее развитие экономической социологии —только в нахождении точек соприкосновения с современной экономической наукой.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)