Тенденция повсеместного снижения уровня почвенного плодородия

Тенденция повсеместного снижения уровня почвенного плодородия проявляется и в связи с отсутствием проектов землеустройства. Повышение уровня почвенного плодородия не соотносится с интересами частной собственности на землю, так как низкая рентабельность сельскохозяйственного производства и высокая конкуренция на рынке сельскохозяйственной продукции вынуждают землепользователей выращивать прибыльные культуры, нарушая требования чередования культур в севообороте. В посевах не находится места для многолетних и однолетних трав, фитомелиорантов.

В 1998 г. в Российской Федерации был принят закон № 101ФЗ «О государственном регулировании обеспечения уровень плодородия земель сельскохозяйственного назначения», который должен был обеспечить повышение эффективности использования земельных ресурсов. Этот закон менялся семь раз, и практически все содержательные изменения предусматривали отмену его норм или изложение их в «усеченном варианте».

В этом законе утратили силу нормы, регулирующие основные направления государственного управления, финансирование научно-исследовательских работ, сертификацию почв, лицензирование деятельности по агрохимическому обслуживанию, государственный контроль за воспроизводством плодородия.

В соответствии с законом № 101ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» собственники, владельцы, пользователи, арендаторы, земельных участков при осуществлении хозяйственной деятельности обязаны обеспечивать воспроизводство уровня плодородия земель сельскохозяйственного назначения, исключать неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду.

Интересно
В соответствии с приказом Министерства сельского хозяйства РФ № 150 от 04.05.2010 «Об утверждении порядка государственного учета показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения» учет показателей включает сбор и обобщение результатов почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследований.

Фиксирование показателей проводится федеральными государственными центрами и станциями агрохимической службы и федеральными государственными учреждениями центрами химизации и сельскохозяйственной радиологии, подведомственными Минсельхозу России.

По закону № 101ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельный участок сельскохозяйственного назначения может быть изъят у собственника принудительно в связи с существенным снижением почвенного плодородия или его недостающим использованием (рисунок 48).

Однако на практике эти критерии сложно применить. Термин «существенное снижение плодородия земель» не считается вполне информативным. Необходимо установить, какие земли считать эталоном плодородия, как при отсутствии в последние 20 лет детальных почвенных обследований определять первоначальное плодородие конкретного участка. На момент предоставления в аренду или при продаже в базе кадастра недвижимости отсутствуют сведения о качественных характеристиках земельных участков.

Тенденция повсеместного снижения уровня почвенного плодородия

Установить изменение 3х показателей и более одновременно проблематично, так как два показателя, например, могут повыситься, а два другие, напротив, снизиться. Неясно, кто собственник или арендатор должен оплачивать агрохимические обследования для установления изменения этих показателей.

В признаках неиспользования указаны виды сельскохозяйственных угодий, а в кадастровых паспортах и в свидетельствах о государственной регистрации права виды угодий не указываются.

Сложно определить процент залесенности и закустаренности сельскохозяйственного угодья, так как не всегда на местности определены границы земельных участков. Законодательно должен быть закреплен орган, уполномоченный устанавливать наличие признаков неиспользования земельных участков, подтверждать существенное снижение плодородия почв. Этот процесс не должен вызывать рост злоупотреблений, когда снижение урожая сельскохозяйственных культур или нарушение чередования культур в севообороте, могут быть расценены как нерациональное использование земель и повлечь изъятие участка.

При фиксировании факта существенного снижения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения или их неиспользования, участок в судебном порядке изымается. В течение 6 мес. со дня вступления в силу решения суда об изъятии орган исполнительной власти субъекта обеспечивает выполнение кадастровых работ и проводит публичные торги по его продаже.

Средства, вырученные от продажи участка, выплачиваются бывшему собственнику за вычетом расходов на подготовку и проведение торгов. Субъект РФ несет издержки на проведение межевых работ, подготовку и проведение торгов, ведение судебных разбирательств. Бюджет муниципального образования в это время недополучает земельный налог за время между изъятием участка и его продажей на торгах.

В Краснодарском крае законом № 725КЗ «Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения», принятом в 2004 г., за собственниками, пользователями, арендаторами земельных участков в дополнение к федеральным требованиям закреплены обязанности содействовать проведению почвенного и фитосанитарного обследований земель сельскохозяйственного назначения; поддерживать способность почвы обеспечивать урожаи сельскохозяйственных культур (урожайность установлена по зонам края); не допускать выращивания озимых культур по озимым культурам более 2х лет, сахарной свеклы по сахарной свекле – непрерывно в течение 2х лет подряд, а подсолнечника более одного раза в 8 лет и другие требования (рисунок 49).

Обязательным является проведение не реже одного раза в 5 лет на богаре и одного раза в 3 года на орошаемых участках агрохимического и экологического обследования земель сельскохозяйственного назначения с составлением агрохимического паспорта на земельный участок.

Тенденция повсеместного снижения уровня почвенного плодородия

Почвенные обследования, мероприятия по повышению уровня плодородия почв и защиты их от эрозии имеют достаточно затратные обязательства, которые экономически трудно выполнить мелкому и даже среднему товаропроизводителю. Поэтому земельным собственникам, арендатора, землевладельцам и землепользователям следует предоставлять определенные преференции для компенсации понесенных издержек.

Законодательному собранию и администрации Краснодарского края в целях повышения эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения целесообразно внести изменения в статью 7 Закона Краснодарского края от 7 июня 2004 г. № 725КЗ «Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края».

Изменения должны касаться осуществления агрохимического обследования, добавив в нее пункт по составлению паспорта почв земельного участка, что позволит обеспечить контрольные функции органов власти за рациональным использованием земель и их охраной от деградации, истощения и загрязнения собственниками и пользователями земельных участков и контроль со стороны собственников земельных участков в лице государственных и муниципальных органов власти, юридических и физических лиц в вышеуказанной сфере деятельности за арендаторами таких участков, и обеспечение необходимой информацией уполномоченных органов, осуществляемых мониторинг земельных ресурсов.

Исключить из этой статьи вышеуказанного закона пункты, касающиеся критериев обеспечения урожайности сельскохозяйственных культур по природно-климатическим зонам по причине необходимости корректировки параметров и границ существующего природно-климатического и сельскохозяйственного зонирования.

Добавить в эту статью следующие критерии ненадлежащего использования сельскохозяйственных земель, определяемых по результатам почвенного мониторинга по следующим показателям:

  • мощность гумусового горизонта,
  • содержание гумуса в гумусовом горизонте,
  • степень кислотности гумусового горизонта,
  • плотность гумусового горизонта,
  • гранулометрический состав гумусового горизонта,
  • степень эродированности;
  • степень засоленности и солонцеватости,
    предусмотрев при этом увеличение ставок земельных платежей в 1,5 раза при снижении вышеуказанных показателей по результатам замеров один раз в 5 лет для некомпетентных землепользователей и снижение налогового бремени на 50 % для земледельцев, сохраняющих плодородие используемых земельных участков.

Для того чтобы в Краснодарском крае обеспечить сохранение и приумножение плодородия почв, дополнительно необходимо:

  • обеспечить организацию территории на адаптивно-ландшафтном принципе;
  • провести корректировку границ существующего природно-экономического зонирования региона;
  • по примеру Ставропольского края и Белгородской области разработать долгосрочную краевую программу по внедрению паспорта почв земельных участков;
  • при ведении государственного учета земель учитывать показатель качества сельскохозяйственных угодий;
  • предусмотреть в положениях закона № 532КЗ условие о возможности заключения договора аренды участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, после истечения срока ранее заключенного договора, без торгов.

В конце 2020 г. Президиумом Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации было принято решение «О мерах по обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения».

Согласно этому нормативному акту рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

  • обеспечить внедрение и соблюдение разработанных научно обоснованных адаптивно-ландшафтных региональных систем земледелия и технологий возделывания сельскохозяйственных культур;
  • завершить работы по определению особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий с установлением их границ для включения таких угодий в перечень земель, использование которых для других целей не допускается;
  • усилить работу по соблюдению землепользователями требований законодательства в части обеспечения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения;
  • предусмотреть в государственных программах субъектов Российской Федерации мероприятия по обеспечению плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)