Система органов государственного управления земельными ресурсами на федеральном уровне

Управление земельными ресурсами является структурно сложным и многофункциональным процессом, ввиду уникальности объекта управления, требующим оптимального сочетания централизации и децентрализации. В системе управления земельными ресурсами необходим контроль не только за функционированием системы землепользования и земельных отношений, но и непосредственно за земельным фондом, его количественным и качественным состоянием.

Государственное управление земельными ресурсами – это воздействие государства на формирование и развитие земельных отношений организационно-правовыми и экономическими методами в целях упорядочения использования земельных ресурсов, их сохранения, преобразования, повышения эффективности использования.

Государственное управление в области рационального использования и охраны земель означает, что государство устанавливает определенные нормы по организации использования всех земельных ресурсов страны путем формирования правовых институтов в сфере землепользования. Государство выступает как собственник земли и недвижимого имущества (хозяйственное управление) и как орган власти.

На рисунке 8 приведена система органов государственного управления земельными ресурсами в РФ, которая образует управленческую вертикаль и находится во взаимодействии с государственными органами исполнительной власти на федеральном уровне, уровне субъектов РФ и муниципальных образований.

К компетенции федеральных органов законодательной власти относятся:

  • принятие федеральных законов, регулирующих земельные отношения;
  • утверждение единых принципов платы за землю и регистрации прав на земельный участок;
  • определение специального правого режима для категорий земель;
  • установление порядка отнесения земель к федеральным, распоряжения и управления ими.

Система органов государственного управления земельными ресурсами на федеральном уровне

К полномочиям органов законодательной власти субъектов РФ относятся:

  • принятие законов и других нормативных правовых актов в соответствии с Конституцией РФ, земельным законодательством и другими законами РФ;
  • определение территорий с особым правовым режимом использования земель, установление и изменение их границ;
  • принятие законодательных и правовых актов по развитию системы земельного кадастра, землеустройства и т. д.

К органам исполнительной власти в соответствии с законодательством относятся: органы общей и специальной компетенции. Органы общей компетенции – это Правительство РФ и соответствующие органы государственной власти субъектов РФ.

Каждый из них в пределах своей компетенции осуществляет функции управления, использования и охраны земель независимо от того, в чьей собственности, пользовании или ведомственном управлении они находятся (рисунок 9).

Система органов государственного управления земельными ресурсами на федеральном уровне

Органы общегосударственного управления возлагают выполнение некоторых функций на федеральные органы государственного управления специальной компетенции, к которым относятся:

  • Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии;
  • Федеральное агентство по управлению государственным имуществом;
  • Федеральная служба по надзору в сфере природопользования;
  • Министерство природных ресурсов и экологии РФ;
  • Министерство сельского хозяйства РФ и другие.

Отраслевые (ведомственные) органы – различные министерства и ведомства, в ведении которых находятся земли определенного целевого назначения (Министерство сельского хозяйства, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, Министерство транспорта и другие).

В настоящее время в Российской Федерации отсутствует единое ведомство, ответственное за разработку и реализацию земельной политики. Земли разных категорий разобщены по ведомствам и министерствам. Отсутствует единый орган управления земельными ресурсами на федеральном уровне, не разработана стратегия управления земельными ресурсами, отсутствует поэтапная программа завершения земельной и аграрной реформ.

Информацию об использовании земельных ресурсов можно встретить в отчетах органов власти, государственных служб регионального и местного уровня, например: управления Росреестра по субъекту РФ, территориального управления государственным имуществом по субъекту РФ, регионального управления Россельхознадзора, региональных органов исполнительной власти в сфере сельского хозяйства, природопользования и экологии, управления имуществом, градостроительства и архитектуры, органов местного самоуправления в сфере управления муниципальным имуществом, земельных отношений, охраны окружающей среды и других.

Большое количество министерств и ведомств одновременно осуществляет управление земельными ресурсами. Часто по одним и тем же показателям могут возникать противоречия. Это приводит к ошибкам и некорректным выводам. Специалисты в области земельных отношений и землеустройства существующую многоуровневую систему государственного управления земельными ресурсами называют нелогичной, затрудняющей оборот земель, их охрану, делающей процесс оформления прав на недвижимость затратным и длительным.

Несовершенство управления земельными ресурсами приводит к недобору налоговых платежей, не обеспечивает полной гарантии прав на недвижимое имущество, способствует формированию теневого оборота земельных участков и других нарушений и неэффективному использованию земельных ресурсов.

Современные авторы причиной неэффективного использования земель называют резкое снижение роли управления земельными ресурсами в осуществлении проводимой земельной политики, утрату функций планирования и организации рационального использования земель и их охраны.

Современная ситуация характеризуется продолжением деформации земельного рынка, теневым оборотом земель, незащищенностью субъектов земельных прав, отсутствием инфраструктуры земельного рынка и другими негативными проявлениями.

Научное землеустроительное сообщество сходится во мнении о том, что в России должно быть создано ведомство, имеющее полномочия принятия решений по формированию земельной политики на федеральном уровне с четко определенными функциями. Создание такого единого земельного ведомства обеспечит сохранение ценности России, ее национальную безопасность, эффективность развития, стабильность.

Все полномочия должно сосредоточить одно ведомство, определенное правительством, главная задача – подготовить и обеспечить реализацию государственной программы земельных преобразований, которая должна включать:

  • развитие земельного законодательства;
  • развитие инфраструктуры земельного рынка;
  • создание системы планирования использования и охраны земельных ресурсов;
  • завершение системы информационного обеспечения рационального использования земель;
  • научное и кадровое обеспечение земельных преобразований.

Независимо от форм собственности земельные ресурсы являются национальным достоянием России, и государство должно осуществлять целенаправленную деятельность по их сохранению и улучшению. В настоящее время создание эффективной и динамичной системы управления земельными ресурсами является важной стратегической задачей.

Система управления земельными ресурсами должна отвечать следующим требованиям:

  • правовые нормы, регламентирующие земельные отношения, содержащиеся в других областях законодательства (в частности, по различным аспектам природопользования), не должны противоречить предметно ориентированному земельному законодательству;
  • управление земельными ресурсами должно учитывать научно обоснованные прогнозы социально-экономического развития страны, ее регионов, муниципальных образований, перспективы размещения производительных сил и изменения структуры землепользования, экологического состояния территории, состояния земельного фонда и конъюнктуры рынка земельных участков;
  • земельно-имущественные отношения должны регулироваться на основе точной, открытой и своевременной информации о природном, хозяйственном и правовом положении земель, качественных и количественных характеристиках земельных участков, их стоимостной оценке и других сведений;
  • управление земельными ресурсами должно быть направлено на создание оптимальных экономических, правовых и организационных условий для обеспечения наиболее эффективного использования земельных ресурсов, их охраны, повышения качества, увеличения рыночной стоимости земли, повышения территориальной и экологической устойчивости землевладений и землепользований;
  • в процессе регулирования земельно-имущественных отношений должны обеспечиваться установленные законом права землевладельцев и землепользователей на самостоятельное осуществление ими хозяйственной деятельности.

Развитие системы управления земельными ресурсами в России должно осуществляться на основе сочетания государственного управления земельными ресурсами и рыночных механизмов регулирования земельных отношений.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)