Система органов государственного управления земельными ресурсами на федеральном уровне
Управление земельными ресурсами является структурно сложным и многофункциональным процессом, ввиду уникальности объекта управления, требующим оптимального сочетания централизации и децентрализации. В системе управления земельными ресурсами необходим контроль не только за функционированием системы землепользования и земельных отношений, но и непосредственно за земельным фондом, его количественным и качественным состоянием.
Государственное управление в области рационального использования и охраны земель означает, что государство устанавливает определенные нормы по организации использования всех земельных ресурсов страны путем формирования правовых институтов в сфере землепользования. Государство выступает как собственник земли и недвижимого имущества (хозяйственное управление) и как орган власти.
На рисунке 8 приведена система органов государственного управления земельными ресурсами в РФ, которая образует управленческую вертикаль и находится во взаимодействии с государственными органами исполнительной власти на федеральном уровне, уровне субъектов РФ и муниципальных образований.
К компетенции федеральных органов законодательной власти относятся:
- принятие федеральных законов, регулирующих земельные отношения;
- утверждение единых принципов платы за землю и регистрации прав на земельный участок;
- определение специального правого режима для категорий земель;
- установление порядка отнесения земель к федеральным, распоряжения и управления ими.
К полномочиям органов законодательной власти субъектов РФ относятся:
- принятие законов и других нормативных правовых актов в соответствии с Конституцией РФ, земельным законодательством и другими законами РФ;
- определение территорий с особым правовым режимом использования земель, установление и изменение их границ;
- принятие законодательных и правовых актов по развитию системы земельного кадастра, землеустройства и т. д.
К органам исполнительной власти в соответствии с законодательством относятся: органы общей и специальной компетенции. Органы общей компетенции – это Правительство РФ и соответствующие органы государственной власти субъектов РФ.
Каждый из них в пределах своей компетенции осуществляет функции управления, использования и охраны земель независимо от того, в чьей собственности, пользовании или ведомственном управлении они находятся (рисунок 9).
Органы общегосударственного управления возлагают выполнение некоторых функций на федеральные органы государственного управления специальной компетенции, к которым относятся:
- Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии;
- Федеральное агентство по управлению государственным имуществом;
- Федеральная служба по надзору в сфере природопользования;
- Министерство природных ресурсов и экологии РФ;
- Министерство сельского хозяйства РФ и другие.
Отраслевые (ведомственные) органы – различные министерства и ведомства, в ведении которых находятся земли определенного целевого назначения (Министерство сельского хозяйства, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, Министерство транспорта и другие).
В настоящее время в Российской Федерации отсутствует единое ведомство, ответственное за разработку и реализацию земельной политики. Земли разных категорий разобщены по ведомствам и министерствам. Отсутствует единый орган управления земельными ресурсами на федеральном уровне, не разработана стратегия управления земельными ресурсами, отсутствует поэтапная программа завершения земельной и аграрной реформ.
Информацию об использовании земельных ресурсов можно встретить в отчетах органов власти, государственных служб регионального и местного уровня, например: управления Росреестра по субъекту РФ, территориального управления государственным имуществом по субъекту РФ, регионального управления Россельхознадзора, региональных органов исполнительной власти в сфере сельского хозяйства, природопользования и экологии, управления имуществом, градостроительства и архитектуры, органов местного самоуправления в сфере управления муниципальным имуществом, земельных отношений, охраны окружающей среды и других.
Большое количество министерств и ведомств одновременно осуществляет управление земельными ресурсами. Часто по одним и тем же показателям могут возникать противоречия. Это приводит к ошибкам и некорректным выводам. Специалисты в области земельных отношений и землеустройства существующую многоуровневую систему государственного управления земельными ресурсами называют нелогичной, затрудняющей оборот земель, их охрану, делающей процесс оформления прав на недвижимость затратным и длительным.
Несовершенство управления земельными ресурсами приводит к недобору налоговых платежей, не обеспечивает полной гарантии прав на недвижимое имущество, способствует формированию теневого оборота земельных участков и других нарушений и неэффективному использованию земельных ресурсов.
Современная ситуация характеризуется продолжением деформации земельного рынка, теневым оборотом земель, незащищенностью субъектов земельных прав, отсутствием инфраструктуры земельного рынка и другими негативными проявлениями.
Научное землеустроительное сообщество сходится во мнении о том, что в России должно быть создано ведомство, имеющее полномочия принятия решений по формированию земельной политики на федеральном уровне с четко определенными функциями. Создание такого единого земельного ведомства обеспечит сохранение ценности России, ее национальную безопасность, эффективность развития, стабильность.
Все полномочия должно сосредоточить одно ведомство, определенное правительством, главная задача – подготовить и обеспечить реализацию государственной программы земельных преобразований, которая должна включать:
- развитие земельного законодательства;
- развитие инфраструктуры земельного рынка;
- создание системы планирования использования и охраны земельных ресурсов;
- завершение системы информационного обеспечения рационального использования земель;
- научное и кадровое обеспечение земельных преобразований.
Независимо от форм собственности земельные ресурсы являются национальным достоянием России, и государство должно осуществлять целенаправленную деятельность по их сохранению и улучшению. В настоящее время создание эффективной и динамичной системы управления земельными ресурсами является важной стратегической задачей.
Система управления земельными ресурсами должна отвечать следующим требованиям:
- правовые нормы, регламентирующие земельные отношения, содержащиеся в других областях законодательства (в частности, по различным аспектам природопользования), не должны противоречить предметно ориентированному земельному законодательству;
- управление земельными ресурсами должно учитывать научно обоснованные прогнозы социально-экономического развития страны, ее регионов, муниципальных образований, перспективы размещения производительных сил и изменения структуры землепользования, экологического состояния территории, состояния земельного фонда и конъюнктуры рынка земельных участков;
- земельно-имущественные отношения должны регулироваться на основе точной, открытой и своевременной информации о природном, хозяйственном и правовом положении земель, качественных и количественных характеристиках земельных участков, их стоимостной оценке и других сведений;
- управление земельными ресурсами должно быть направлено на создание оптимальных экономических, правовых и организационных условий для обеспечения наиболее эффективного использования земельных ресурсов, их охраны, повышения качества, увеличения рыночной стоимости земли, повышения территориальной и экологической устойчивости землевладений и землепользований;
- в процессе регулирования земельно-имущественных отношений должны обеспечиваться установленные законом права землевладельцев и землепользователей на самостоятельное осуществление ими хозяйственной деятельности.
Развитие системы управления земельными ресурсами в России должно осуществляться на основе сочетания государственного управления земельными ресурсами и рыночных механизмов регулирования земельных отношений.
- Определение эффективности системы управления земельными ресурсами
- Государственное управление земельными ресурсами в Китае
- Государственное управление земельными ресурсами в США
- Государственное управление земельными ресурсами в странах Европы
- Особенности управления земельными ресурсами в зарубежных странах
- Повышение результативности осуществления земельного надзора
- Ведение государственного земельного надзора в Краснодарском крае
- Государственный земельный надзор в РФ
- Мотивация землепользователей к организации рационального использования земель, повышению почвенного плодородия
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу