Технология проведения ролевой игры

Технология проведения ролевой игры – это план, описывающий условное занятие по отработке навыков, например навыка интервью. Он носит, конечно, лишь рекомендательный характер. Не все шаги должны быть обязательно реализованы, может быть изменена их последовательность.

Но опыт проведения занятий в различных аудиториях доказывает необходимость выдержать как минимум следующую цепочку шагов: мотивация – согласование результатов – представление плана – распределение ролей – подготовка к ролевой игре – ролевая игра -деловая обратная связь.
 Эту цепочку можно представить в виде этапов проведения занятий.

1-й этап мотивация (фокусировка). Это может быть вопрос (например, “Зачем юрист задает клиенту вопросы?”), мини-демонстрация (например, невежливого, нетактичного поведения юриста с первых секунд появления клиента в кабинете), короткий рассказ или обмен мнениями об интересных и показатель­ных примерах из практики (например, о встречах с “трудными” клиентами).

2-й этап – согласование ожидаемых учебных результатов. Участники обмениваются ожиданиями (например: “Я надеюсь, что после этой игры смогу провести интервьюирование клиента”, “Я надеюсь понять, как себя вести в начале беседы с клиентом” и т.п.), уточняют формулировку ожидаемых результатов, воз­можно уменьшают их количество.

3-й этап – договоренность о терминах. Возможно, потребу­ется вспомнить значение каких-либо понятий, содержание отдельных элементов технологической цепочки работы юриста и т.п. (например, уточнить, чем интервьюирование отличается от кон­сультирования).

4-й этап представление плана игры. Оптимальный вари­ант, когда план вместе с указанием времени на выполнение ка­дого шага раздается всем участникам или вывешен на плакате.

5-й этап – представление правил игры. Необходимо напомнить, что будут делать активные участники и наблюдатели на каждом этапе. Например: “Во время подготовки исполнитель роли клиента будет входить в образ; консультант подготовит свое ра­бочее место, настроится на работу с клиентом, спланирует свои действия; наблюдатели познакомятся со списками вопросов для оценки интервью. Затем в течение 10 мин. пройдет сама встреча консультанта и клиента. Наконец, активные участники и наблюдатели по очереди в течение одной-двух минут каждый прокомментируют действия консультанта”.

6-й этап – демонстрация. Иногда, особенно в начале обучения новому навыку, приглашенный специалист или более подготовленный коллега может сам показать несколько вариантов дей­ствий юриста в разыгрываемой ситуации, напомнив тем самым некоторые правила поведения. Это может быть повторением первоначальной “мотивационной” демонстрации, но уже без явных ошибок.

7-й этап – распределение ролей. Необходимо заблаговременное оптимальное планирование распределения по ролям с учетом опыта предыдущих занятий. Важно также предоставить всем рав­ные возможности для участия в различных ролях – юристов, кли­ентов, наблюдателей. Участники в соответствии с их ролями получают заранее подготовленные материалы.

8-й этап – подготовка к ролевой игре. При необходимости участники могут договориться об увеличении времени на подготовку: готовиться можно как индивидуально, так и с помощью коллег, которые затем выступят в качестве наблюдателей.

9-й этап -ролевая игра. Активные участники действуют в соответствии со своими ролями и полученной информацией. По ходу ролевой игры наблюдатели, приглашенный специалист или пре­подаватель не должны вмешиваться в действия участников, их задача – вести записи для последующего комментирования.

10-й этап -ролевая обратная связь. Участники игры, напри­мер “консультант” и “клиент”, комментируют происшедшее, не выходя из своей роли, они могут раскрыть содержание конфиденциальной информации, оценить действия друг друга.

11-й этап – деловая обратная связь. Участники игры, выйдя из роли, и наблюдатели комментируют действия консультанта. Рекомендуется начинать с его собственной самооценки. Должны соблюдаться правила комментирования.

12-й этап -комментирование специалиста. Приглашенный специалист или преподаватель комментирует действия консультанта и обращает внимание на плюсы и минусы ранее прозвучав­ших комментариев.

13-й этап связь с другими занятиями, курсами, дисциплина­ми. Участники могут обратить внимание на возможности, которые предоставляет изучение предыдущих и последующих дис­циплин, содержание занятий для развития данного навыка, на известные им источники полезной информации. Например, курс юридической психологии может быть полезен для обучения оцен­ке индивидуально-психологических особенностей личности клиента; курс криминалистики – для обучения тактике проведения беседы; учебное пособие по ведению переговоров-для обучения выявлению интересов клиента и т.д.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)