Технология программированного обучения
Теория программированного обучения стала развиваться в тесной связи с достижениями кибернетики. Кибернетика – наука об управлении сложными динамическими системами, способными воспринимать, хранить и перерабатывать информацию и использовать ее для управления.
Следовательно, понятия и методы кибернетики могут использоваться для моделирования и исследования некоторых сторон педагогического процесса, в том числе и для организации процесса обучения на строго упорядоченной основе с достижением гарантированного результата.
Кибернетика задает общие требования к управлению процессом учения, а реализация этих требований в обучающих программах строится на основе данных психолого-педагогических исследований.
Программированное обучение – относительно самостоятельное и индивидуальное усвоение знаний по обучающей программе. Учитель управляет познавательной деятельностью учащихся.
В процессе обучения перед учащимися ставятся познавательные задачи, решение которых связано с такой переработкой информации учащимися, которая ведет к усвоению ими определенного объема знаний и способов мышления.
Программированный метод частично помогает решить задачу, как учить, чтобы ученики не только получали знания, но и умели думать. Учитель управляет учением с помощью обучающей программы.
Основное понятие программированного обучения – обучающая программа. Ее понимают как последовательность шагов (алгоритм), каждый из которых представляет микро-этап овладения единицей знания или действий.
Шаг программы состоит из 3 частей:
- Доза информации об изучаемом знании.
- Задания по работе с информацией.
- Контрольные задания и указания о переходе к следующему этапу.
В. О конь дает следующее определение программы – это упорядоченная последовательность рекомендаций (задач), которые передаются с помощью дидактической машины или программированного учебника и выполняются учащимися.
2 основных принципа программированного обучения:
- Увеличение удельного веса самостоятельной работы.
- Индивидуализация обучения.
Существуют различные виды программирования.
Линейное программирование. Создатель линейного программирования – Б.Ф. Скиннер, профессор психологии Гарвардского университета. Он выступил с ним впервые на конференции в Питтсбурге в 1954 г.
Основой новой концепции стала бихевиористская психология, в соответствии с которой обучение основано на принципе S -> R, где S – stimulus, R – reaction. По этой концепции для любой реакции, соответственно усиленной, характерна склонность к повторению и закреплению.Усилением или наградой для обучающегося этим методом является подтверждение программой каждого удачного шага.
Согласно биологизаторской бихевиористской теории учения между обучением человека и научением животных нет существенной разницы, обучающие программы должны решать задачи получения и закрепления правильной реакции.
При включении в обучающую программу системы подсказок требуемая реакция вначале дается в готовом виде (максимальная степень подсказки), затем с пропуском отдельных элементов (затухающие подсказки), в конце обучения требуется совершенно самостоятельное выполнение реакции (снятие подсказки).
Линейная программа в понимании Б.Ф. Скиннера характеризуется следующим:
- Дидактический материал делится на незначительные дозы, называемые шагами (steps), которые учащиеся преодолевают шаг за шагом (step by step).
- Вопросы или пробелы, содержащиеся в отдельных рамках программы (frame), не могут быть очень трудными, с тем, чтобы учащиеся не потеряли интереса к работе.
- Учащиеся сами дают ответы на вопросы и заполняют пробелы, привлекая для этого необходимую информацию.
- В ходе обучения учащихся сразу же информируют о том, правильны или ошибочны их ответы.
- Все обучающиеся проходят по очереди все рамки программы, но каждый делает это в удобном ему темпе.
- Значительное в начале программы число указаний, облегчающих получение ответа, постепенно ограничивается.
- Во избежание механического запоминания информации одна и та же мысль повторяется в различных вариантах в нескольких рамках программы.
Таким образом, в линейном программировании ученик продвигается в обучении, только усвоив предыдущее, принцип деления материала на малые дозы, принцип активизации деятельности путем указаний, принцип немедленной оценки ответа, принцип индивидуализации темпа и содержания обучения.
Разветвленное программирование. Разветвленная программа основана на выборе одного правильного ответа из нескольких данных, она ориентирует на тест многократного выбора. Автором концепции разветвленного программирования является Норман А. Кроудер.
- Материал дается логически законченными крупными блоками.
- Выборочный ответ ученика.
В разветвленных программах, кроме основной программы, рассчитанной на сильных учащихся, предусматриваются дополнительные программы (вспомогательные ветви), на одну из которых направляется ученик в случае затруднений.
Разветвленные программы обеспечивают индивидуализацию (адаптацию) обучения не только по темпу продвижения, но и по уровню трудности.
Кроме того, эти программы открывают большие возможности для формирования рациональных видов познавательной деятельности, чем линейные, ограничивающие учебную деятельность в основном восприятием и памятью.Смешанное программирование. При смешанном программировании разрабатываются сложные программные продукты, объединяющие элементы линейного и разветвленного программирования, разные дозы и виды информации и различные алгоритмы ее усвоения.
В СССР в 60-е гг. XX в. в основу разработки идей программированного обучения была положена деятельностная теория усвоения, т.е. в центре внимания находилась познавательная деятельность учащихся, и программа обучения направлялась на формирование заданных ее видов с заранее намеченными качествами.
Обучение по программам, составленным в соответствии с требованиями кибернетики и деятельностной теории учения, показало высокую эффективность этого пути программирования учебного процесса и возможность управлять процессом учения по ходу его осуществления.
В условиях массового обучения преподаватель не может реализовать одновременно несколько обучающих программ, учитывающих индивидуальные особенности учащихся; преподаватель не может также обеспечить систематическую обратную связь с каждым обучаемым. Поэтому программированное обучение всегда связано с использованием обучающих машин и программированных учебников.
При этом непосредственное управление процессом усвоения, характерное для традиционного обучения, заменяется управлением опосредованным (с помощью программы, реализуемой обучающей машиной или другими средствами автоматизации).
- оод – ориентировочные основы действий;
- ид – исполнительские действия;
- ккд – коррекционно-контрольные действия.
Программированное обучение может быть как машинное (использование обучающих машин), так и безмашинное (разработка программированных учебников).
При организации программированного обучения необходимо решить следующие задачи:
- Упорядочить структуру и содержание всего учебного материала.
- Разработать программу изучения учебного материала.
- Создать эффективную систему контроля усвоения учебного материала.
Программированный метод позволяет решить проблему повышения эффективности управления учебным процессом. Знания в учебном процессе всегда выступают как продукт определенных познавательных действий и управление процессом усвоения знаний возможно только посредством управления познавательной деятельностью учащихся.
Н.Ф. Талызина пришла к выводу о необходимости цикличного управления, характеризующегося наличием обратной связи и системы коррекции.
Цикличное управление самостоятельной познавательной деятельностью учащихся осуществляется по следующей схеме:
- указывается цель управления;
- устанавливается исходный уровень управляемого процесса;
- определяется программа воздействий, предусматривающая основные переходные состояния процесса;
- обеспечивается получение информации по определенной системе параметров о состоянии управляемого процесса в каждый момент управления (обратная связь);
- производится переработка информации, получаемой по каналу обратной связи, вырабатываются и реализуются корректирующие воздействия.
Программированное обучение является одним из вариантов такой организации учебного процесса, при которой учащиеся не только осваивают определенную совокупность предметной информации, но и обучаются методам и приемам самостоятельной работы с учебным материалом, у них формируются навыки самоорганизации в познавательной деятельности.
Программированное обучение не следует отождествлять с автоматизацией учебного процесса с помощью различных технических средств (магнитофоны, кинопроекторы и т.д.), где предъявление и обработка информации в процессе обучения осуществляются без программы управления процессом усвоения.Разработка научно обоснованных обучающих программ, реализуемых адекватными им современными техническими средствами, открывает путь для существенного повышения эффективности учебного процесса на всех уровнях образования.
- Рекомендации по совершенствованию учебно-воспитательного процесса
- Типы неуспевающих школьников и индивидуальный подход в обучении
- Причины школьной неуспеваемости
- Факторы, влияющие на успешность обучения
- Факторы, влияющие на успешность школьного обучения
- Взаимодействие классного руководителя, социального педагога и школьного психолога
- Методы и приемы педагогического воздействия на подростков, склонных к девиантному поведению
- Противоречия подросткового возраста
- Факторы и причины девиантного поведения учащихся
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу