Технология программированного обучения

Теория программированного обучения стала развиваться в тесной связи с достижениями кибернетики. Кибернетика – наука об управлении сложными динамическими системами, способными воспринимать, хранить и перерабатывать информацию и использовать ее для управления.

Процессы и системы, изучаемые кибернетикой, имеют ряд черт, присущих также деятельности и поведению человека. В частности, обучение и воспитание могут рассматриваться как регулирование развития личности учащихся путем целенаправленного управления их деятельностью и поведением.

Следовательно, понятия и методы кибернетики могут использоваться для моделирования и исследования некоторых сторон педагогического процесса, в том числе и для организации процесса обучения на строго упорядоченной основе с достижением гарантированного результата.

Кибернетика задает общие требования к управлению процессом учения, а реализация этих требований в обучающих программах строится на основе данных психолого-педагогических исследований.

Интересно
Первые шаги по разработке теоретических основ программированного обучения были сделаны в США в 40-50 гг. В 1954 г. профессор Б.Ф. Скиннер выдвинул теоретическое обоснование программированного обучения.

Программированное обучение – относительно самостоятельное и индивидуальное усвоение знаний по обучающей программе. Учитель управляет познавательной деятельностью учащихся.

В процессе обучения перед учащимися ставятся познавательные задачи, решение которых связано с такой переработкой информации учащимися, которая ведет к усвоению ими определенного объема знаний и способов мышления.

Основная проблема программированного обучения – построение алгоритмов обучения – программ, которыми должен руководствоваться обучающийся.

Программированный метод частично помогает решить задачу, как учить, чтобы ученики не только получали знания, но и умели думать. Учитель управляет учением с помощью обучающей программы.

Основное понятие программированного обучения – обучающая программа. Ее понимают как последовательность шагов (алгоритм), каждый из которых представляет микро-этап овладения единицей знания или действий.

Шаг программы состоит из 3 частей:

  1. Доза информации об изучаемом знании.
  2. Задания по работе с информацией.
  3. Контрольные задания и указания о переходе к следующему этапу.

В. О конь дает следующее определение программы – это упорядоченная последовательность рекомендаций (задач), которые передаются с помощью дидактической машины или программированного учебника и выполняются учащимися.

2 основных принципа программированного обучения:

  1. Увеличение удельного веса самостоятельной работы.
  2. Индивидуализация обучения.

Существуют различные виды программирования.

Линейное программирование. Создатель линейного программирования – Б.Ф. Скиннер, профессор психологии Гарвардского университета. Он выступил с ним впервые на конференции в Питтсбурге в 1954 г.

Основой новой концепции стала бихевиористская психология, в соответствии с которой обучение основано на принципе S -> R, где S – stimulus, R – reaction. По этой концепции для любой реакции, соответственно усиленной, характерна склонность к повторению и закреплению.

Усилением или наградой для обучающегося этим методом является подтверждение программой каждого удачного шага.

Согласно биологизаторской бихевиористской теории учения между обучением человека и научением животных нет существенной разницы, обучающие программы должны решать задачи получения и закрепления правильной реакции.

Для выработки правильной реакции используются принцип разбивки процесса на мелкие шаги и принцип системы подсказок. При разбивке процесса запрограммированное сложное поведение расчленяется на простейшие элементы (шаги), каждый из которых учащийся смог бы совершить безошибочно.

При включении в обучающую программу системы подсказок требуемая реакция вначале дается в готовом виде (максимальная степень подсказки), затем с пропуском отдельных элементов (затухающие подсказки), в конце обучения требуется совершенно самостоятельное выполнение реакции (снятие подсказки).

Линейная программа в понимании Б.Ф. Скиннера характеризуется следующим:

  1. Дидактический материал делится на незначительные дозы, называемые шагами (steps), которые учащиеся преодолевают шаг за шагом (step by step).
  2. Вопросы или пробелы, содержащиеся в отдельных рамках программы (frame), не могут быть очень трудными, с тем, чтобы учащиеся не потеряли интереса к работе.
  3. Учащиеся сами дают ответы на вопросы и заполняют пробелы, привлекая для этого необходимую информацию.
  4. В ходе обучения учащихся сразу же информируют о том, правильны или ошибочны их ответы.
  5. Все обучающиеся проходят по очереди все рамки программы, но каждый делает это в удобном ему темпе.
  6. Значительное в начале программы число указаний, облегчающих получение ответа, постепенно ограничивается.
  7. Во избежание механического запоминания информации одна и та же мысль повторяется в различных вариантах в нескольких рамках программы.

Таким образом, в линейном программировании ученик продвигается в обучении, только усвоив предыдущее, принцип деления материала на малые дозы, принцип активизации деятельности путем указаний, принцип немедленной оценки ответа, принцип индивидуализации темпа и содержания обучения.

Разветвленное программирование. Разветвленная программа основана на выборе одного правильного ответа из нескольких данных, она ориентирует на тест многократного выбора. Автором концепции разветвленного программирования является Норман А. Кроудер.

Особенностями таких программ выступают следующие признаки:

  1. Материал дается логически законченными крупными блоками.
  2. Выборочный ответ ученика.

В разветвленных программах, кроме основной программы, рассчитанной на сильных учащихся, предусматриваются дополнительные программы (вспомогательные ветви), на одну из которых направляется ученик в случае затруднений.

Разветвленные программы обеспечивают индивидуализацию (адаптацию) обучения не только по темпу продвижения, но и по уровню трудности.

Кроме того, эти программы открывают большие возможности для формирования рациональных видов познавательной деятельности, чем линейные, ограничивающие учебную деятельность в основном восприятием и памятью.

Смешанное программирование. При смешанном программировании разрабатываются сложные программные продукты, объединяющие элементы линейного и разветвленного программирования, разные дозы и виды информации и различные алгоритмы ее усвоения.

В СССР в 60-е гг. XX в. в основу разработки идей программированного обучения была положена деятельностная теория усвоения, т.е. в центре внимания находилась познавательная деятельность учащихся, и программа обучения направлялась на формирование заданных ее видов с заранее намеченными качествами.

Обучение по программам, составленным в соответствии с требованиями кибернетики и деятельностной теории учения, показало высокую эффективность этого пути программирования учебного процесса и возможность управлять процессом учения по ходу его осуществления.

Составление обучающих программ связано с алгоритмизацией учебного процесса, то есть с разработкой конструктивных предписаний (алгоритмов), которыми должны руководствоваться как учащиеся, так и обучающие.

В условиях массового обучения преподаватель не может реализовать одновременно несколько обучающих программ, учитывающих индивидуальные особенности учащихся; преподаватель не может также обеспечить систематическую обратную связь с каждым обучаемым. Поэтому программированное обучение всегда связано с использованием обучающих машин и программированных учебников.

При этом непосредственное управление процессом усвоения, характерное для традиционного обучения, заменяется управлением опосредованным (с помощью программы, реализуемой обучающей машиной или другими средствами автоматизации).

В соответствии с теорией поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина) обучающие программы включают три компонента:

  • оод – ориентировочные основы действий;
  • ид – исполнительские действия;
  • ккд – коррекционно-контрольные действия.

Программированное обучение может быть как машинное (использование обучающих машин), так и безмашинное (разработка программированных учебников).

При организации программированного обучения необходимо решить следующие задачи:

  1. Упорядочить структуру и содержание всего учебного материала.
  2. Разработать программу изучения учебного материала.
  3. Создать эффективную систему контроля усвоения учебного материала.

Программированный метод позволяет решить проблему повышения эффективности управления учебным процессом. Знания в учебном процессе всегда выступают как продукт определенных познавательных действий и управление процессом усвоения знаний возможно только посредством управления познавательной деятельностью учащихся.

Н.Ф. Талызина пришла к выводу о необходимости цикличного управления, характеризующегося наличием обратной связи и системы коррекции.

Цикличное управление самостоятельной познавательной деятельностью учащихся осуществляется по следующей схеме:

  • указывается цель управления;
  • устанавливается исходный уровень управляемого процесса;
  • определяется программа воздействий, предусматривающая основные переходные состояния процесса;
  • обеспечивается получение информации по определенной системе параметров о состоянии управляемого процесса в каждый момент управления (обратная связь);
  • производится переработка информации, получаемой по каналу обратной связи, вырабатываются и реализуются корректирующие воздействия.

Программированное обучение является одним из вариантов такой организации учебного процесса, при которой учащиеся не только осваивают определенную совокупность предметной информации, но и обучаются методам и приемам самостоятельной работы с учебным материалом, у них формируются навыки самоорганизации в познавательной деятельности.

Программированное обучение не следует отождествлять с автоматизацией учебного процесса с помощью различных технических средств (магнитофоны, кинопроекторы и т.д.), где предъявление и обработка информации в процессе обучения осуществляются без программы управления процессом усвоения.

Разработка научно обоснованных обучающих программ, реализуемых адекватными им современными техническими средствами, открывает путь для существенного повышения эффективности учебного процесса на всех уровнях образования.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)