Технология проектирования педагогического процесса при изучении целостной темы школьного курса

Термин «проектирование» имеет различные толкования, так как этот процесс выступает как особый социокультурный феномен, рассматриваемый в контексте управленческой деятельности, практико-ориентированной науки и культурной формы инноваций в образовании (Н.А. Масюкова).

В.И. Слободчиков выделяет следующие типы проектирования.

Социально-педагогическое проектирование образовательных институтов (школа, университет и т.п.) и развивающих образовательных сред.

Психолого-педагогическое проектирование развивающих образовательных процессов в рамках определенного возрастного интервала, создающих условия становления человека подлинным субъектом собственной жизни и деятельности.

Педагогическое проектирование – построение развивающей образовательной практики, образовательных программ и технологий, способов и средств педагогической деятельности.

Рассмотрим процесс педагогического проектирования в рамках временного интервала, необходимого для изучения одной темы любого школьного предмета. Прежде чем осуществить реальный педагогический процесс в деятельности учителя выделяется этап проектирования, направленный на разработку проекта освоения будущей учебной темы.

Такой проект может включать целевые, содержательные и процессуальные компоненты изучения темы и принимать различные формы воплощения, например, планы-конспекты уроков, технологические карты уроков, диагностические материалы, системы заданий для организации самостоятельной деятельности учащихся и т.д.

Рассмотрим действия учителя в процессе проектирования учебной темы.

Изучение нормативных документов и методических пособий, которые определяют основное содержание организации урока: учебная программа, образовательный стандарт, учебники, пособия для учителя, методические статьи и т.п.

Подготовка материалов для входного контроля степени готовности учащихся к изучению данной темы. В связи с десятибалльной системой оценки учебных достижений диагностические материалы должны быть разноуровневыми и отражать как предметно-содержательную, так и содержательно-деятельностную стороны изучаемого материала.

Подготовка предметного содержания:

  • отбор учебных элементов и определение уровней их усвоения;
  • составление структурно-логических схем предметного содержания;
  • разработка перечня вопросов и заданий для контрольного мероприятия;
  • подготовка перечня проектных и творческих заданий;
  • составление понятийных словарей;
  • подготовка таблиц и т.д.

Разработка спецификации целей для темы и измерителей для контроля усвоения учебного материала на уровнях: узнавание, неосознанное воспроизведение, воспроизведение на уровне понимания, применение знаний в знакомой ситуации, применение знаний в незнакомой ситуации. Результаты данной работы фиксируются в таблице (табл. 2.1).

Технология проектирования педагогического процесса при изучении целостной темы школьного курса

Проектирование вводного урока, сценирование деятельности учащихся:

  • учащиеся воспроизводят опорные знания, на которых строится материал темы;
  • осуществляют совместное с учителем целеполагание;
  • воспроизводят ориентировочную основу своей деятельности по изучению темы (цели, логическую структуру темы, состав учебных элементов, специфику способов освоения содержания темы);
  • определяются в отношении уровня усвоения ими материала темы и содержания домашнего задания.

Разработка процессуальной модели (табл. 2.2).

Технология проектирования педагогического процесса при изучении целостной темы школьного курса

Возможные формы организации учебной деятельности на разных этапах освоения той или иной учебной темы представлены в таблице 2.3.

Технология проектирования педагогического процесса при изучении целостной темы школьного курса

М.Е. Бершадский и В.В. Гузеев выделяют тринадцать этапов проектирования урока, конечным результатом которого является пакет документов, воплощающий все содержательное наполнение конкретного урока.

Определение типа урока. При блочно-модульном подходе к проектированию образовательного процесса урок нельзя рассматривать как основную несущую конструкцию педагогического процесса. Урок входит в целостную систему уроков той или иной учебной темы, необходимо определить какую роль данный урок играет в структуре уроков, а это значит необходимо определить тип урока.

Постановка целей. Выделение ведущей цели, определяющей всю логику будущего урока. Для некоторых типов урока (например, для уроков закрепления изученного) цели могут быть разные для разных групп учеников.

Интересно
Представление целей системой задач или планирование результатов обучения. Проектировать процесс можно только для операционально и диагностично поставленных целей. Цели, сформулированные в самом общем виде на предыдущем этапе необходимо перевести в систему задач или запланировать результаты обучения.

Определение начальных условий. Определение той совокупности знаний, умений и навыков, которой учащиеся уже обладают к началу изучения темы.

Выбор методов обучения. На основе учебных задач и начальных условий освоения новой темы осуществляется выбор методов обучения.

Отбор подходящей организационной формы обучения. Выбор методов и организационной формы урока служит дидактической основой процесса обучения.

Разработка структуры урока. Определение того, какую структуру будет иметь урок: линейную или нелинейную (предполагается дифференцированное обучение).

Подбор методов и организационных форм обучения для вспомогательных элементов урока.

Содержательное наполнение урока. Формируются тексты: что рассказать ученикам и что потребуется изучить самостоятельно, какие задания предложить на уроке и т.п.

Отбор средств обучения. Выясняется, какое материально-техническое обеспечение поможет наиболее эффективно организовать работу с теми текстами и материалами, которые были определены на предыдущем этапе проектирования.

Обдумывание организационной схемы урока. Кому, как и с кем работать на уроке.

Подбор или изобретение подходящих приемов педагогической техники. Они помогают сделать урок интересным и увлекательным, обеспечить психологический комфорт на уроке.

Имидж урока (интерьер учебного помещения, размещение мебели, оснащение урока и т.д.).

Поиски современной дидактики осуществляются в направлении обеспечения процесса совместного проектирования будущего взаимодействия учителя и учащихся. Включение учащихся в процесс организации урока, возможность влиять на выбор методов, форм и содержания обучения стимулирует познавательный интерес, повышают мотивацию учебной деятельности.

Алгоритм урока (или вводного семинара по целеполаганию) совместного проектирования изучения темы может быть следующим:

  1. Организация деятельности, определение цели и задач урока, знакомство с этапами проектирования учебной темы.
  2. Планирование содержания блока уроков и технологии его освоения.
  3. Анализ и оценка общих результатов работы на уроке.
  4. Знакомство с литературой по теме.

Обеспечением для проектирования процесса изучения темы могут служить разнообразные таблицы и матрицы (табл. 2.4):

Технология проектирования педагогического процесса при изучении целостной темы школьного курса

Этапы проектирования учебной темы (на основе модели Н.И. Запрудского).

Целеполагание, разработка системы целей по теме на основе технологического подхода к целеполаганию, то есть представление целей учебной темы как планирование разноуровневых результатов обучения (о таком подходе к целеполаганию речь пойдет во втором вопросе данной темы).

Мотивационно-ориентационный этап (разработка ввода в тему или вводного урока).

Содержание деятельности учащихся на вводном уроке:

  1. Мотивирование на изучение нового материала.
  2. Учащиеся воспроизводят необходимые опорные знания для изучения новой темы.
  3. Учащиеся воспроизводят ориентировочную основу своей деятельности по изучению темы.
  4. Оценивают свои знания как неполные, обнаруживают в них пробелы.
  5. Понимают важность изучения темы, осуществляют самоцелеполагание, составляют индивидуальные образовательные маршруты.
  6. Осознают объем итогового зачетного материала (получают списки проектных заданий, рефератов и сообщений, других творческих работ).

Операционно-познавательный этап: разработка всей совокупности уроков по обеспечению изучения новой темы, алгоритм сценирования может быть на основе схемы комбинированного урока: мотивация, целеполагание, актуализация опорных знаний, изучение нового материала, тренинг, отработка и закрепление знаний, способов деятельности, умений и навыков, их систематизация и обобщение, контроль, рефлексия и коррекция.

Вышеперечисленные звенья учебного процесса могут быть как отдельными этапами одного урока, так и уроками изучения нового материала, практикумами по отработке способов деятельности, знаний, умений и навыков, уроками систематизации и обобщения учебного материала, уроками промежуточного контроля учебных достижений.

Так как на этом этапе проектирования учебной темы речь идет, по сути, о разработке процессуальной модели, то существуют и варианты включения алгоритмов проектирования уроков или даже целостной учебной темы, связанных с логикой разнообразных образовательных технологий, например модульной, проектного обучения, развития критического мышления, интегральной и др.

Этап тематического контроля, включающий разработку содержания тематического контроля и продумывание его формы (индивидуальная контрольная работа, тестирование по теме, общественный смотр знаний, устный зачет, итоговые деловые игры, игры-соревнования, викторины, работа с обобщающими материалами на основе кейсметода и т.д.).

Коррекционно-рефлексивный этап, предназначенный для разбора типичных и индивидуальных ошибок и анализа учащимися своей деятельности в процессе работы над учебной темой.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)