Тактический и стратегический аспект осуществления закупок

Осуществление снабжения (закупок) — одна из важнейших функций в каждой фирме. Снабженческая деятельность направлена на то, чтобы организация получала соответствующего качества и в необходимом количестве сырье, материалы, товары и услуги в нужное время, нужном месте, от надежного поставщика, своевременно отвечающего по своим обязательствам, с хорошим обслуживанием (как до осуществления сделки, так и после нее) и по выгодной цене. Ее значение можно рассматривать в двух ракурсах — тактическом (оперативном) и стратегическом.

Осуществление снабжения в тактическом плане (собственно закупки) – это ежедневные операции, традиционно связанные с закупками и направленные на исключение проблем, связанных с отсутствием необходимого предмета снабжения.

Отсутствие требуемого количества продукции, отвечающего стандартам качества, несвоевременная доставка товара могут доставить много неудобств конечному потребителю продукции и услуг, вызвать дополнительные затраты на производство и повлиять на общую эффективность функционирования организации.

Стратегическая сторона снабжения – это все процессы управления закупками и взаимоотношениями с поставщиками, связи и взаимодействия с другими отделами компании, потребностями и запросами конечных потребителей, а также планирование и разработка новых закупочных схем и методов и т.п.

Для организации закупки имеют следующее стратегическое значение: в ходе выполнения видов деятельности, связанных с источниками поставок, они поддерживают организацию в достижении ее общих целей.

Стратегическая роль закупок в деятельности предприятия включает следующие составляющие:

  1. Доступ к внешним рынкам. Через внешние контакты с рынком поставщика отдел закупок может получать важную информацию о новых технологиях, потенциально новых материалах и услугах, новых источников поставок и изменениях рыночных условий. Передавая подобную информацию другим подразделениям, отдел закупок помогает корректировать стратегию организации с учетом новых возможностей, появляющихся на рынке.
  2. Управление взаимоотношениями и их развитие. Отдел закупок может помочь организации добиться стратегического успеха, выявляя новых поставщиков и развивая отношения с уже имеющимися. Общее время разработки или модификации можно сократить за счет привлечения поставщиков на раннем этапе разработок новых товаров или услуг, а также модификации существующих вариантов. Идея «сжатого времени», то есть более быстрого выхода на рынок с новыми предложениями, может быть очень важной для успеха подобных предложений, так как помогает организации занять на рынке позицию лидера или новатора.
  3. Взаимоотношение с другими функциональными областями. Роль закупок варьирует в широких пределах: от вспомогательной до стратегической, в зависимости от того, в какой степени закупки обеспечивают ценность для других функциональных областей, они могут включаться в процесс принятия важных решений или использоваться на раннем этапе разработки решений, влияющих на закупки. Хорошая информационность позволяет специалистам по закупкам делать более точные прогнозы и учитывать запросы других функциональных областей и оказывать им поддержку, что, в свою очередь, приводит в более высокой степени вовлеченности персонала отдела закупок в другие процессы.

Если физическое распределение служит для поставки товаров вовне, то закупки обеспечивают поступление материалов со стороны, их сортировку и сборку. В большинстве случаев физическое распределение одного предприятия цепи поставок и снабжение следующего за ним составляют один и тот же процесс. Но физическое распределение и снабжение существенно разнятся между собой по степени управленческого контроля и риска возможной неудачи.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)