Сущность стратегического управления в логистике закупок
Стратегическое управление закупками – это долгосрочная, непрерывная основа, направляющая требуемые адаптационные процессы на достижение корпоративных целей, базирующаяся на плане деятельности службы закупок, предназначенном для достижения заданных целей и решения поставленных задач. Стратегическое видение закупочной деятельности предопределяется, во-первых, влиянием на результативность и эффективность деятельности компании, во-вторых, на уровень ее конкурентоспособности.
Современные исследователи отмечают, что грамотный подход к организации закупок на предприятии посредством учета стратегических императивов и приоритетов корпоративной деятельности позволяет снижать расходы на закупки до 30% и более.
Для осуществления эффективной закупочной деятельности крайне важно разработать общую стратегию закупок. Она представляет собой совокупность стратегических параметров, сформулированных в виде следующих вопросов.
1. Что:
- стандартные или особые товары для потребностей конкретного заказа;
- продукция, имеющая сертификат качества, или его нет.
2. Сколько:
- в большом или малом количестве;
- доставка запаса со склада поставщика или консигнационного склада покупателя.
3. Когда:
- предварительная закупка товаров;
- сегодня или позже.
4. Кто:
- централизованно или децентрализовано;
- команда по управлению проектами или отдел снабжения.
5. Цена:
- стандартная; пониженная; рыночная; с учетом расходов;
- арендовать/производить/покупать оборудование.
6. Где:
- местный или региональный поставщик;
- национальный или иностранный;
- крупный или мелкий;
- единственный или многочисленные источники снабжения.
7. Как:
- переговоры или тендер;
- системные или долгосрочные контракты, совместная покупка;
- агрессивно или пассивно;
- способы обмена информацией между покупателем и продавцом.
Как стратегическая функция закупки формируют, с одной стороны, границы корпоративной стратегии, с другой стороны, определяют план деятельности службы закупок, предназначенный для достижения заданных целей и решения поставленных задач. При правильной разработке стратегия связывает компанию с окружающей ее средой, применяя для этого процесс долгосрочного планирования.
В области закупок могут быть сформулированы следующие стратегические цели:
- обеспечивать непрерывный поток материалов и комплектующих, используемых предприятием;
- сводить инвестиции в закупки и потери к минимуму;
- закупать материалы и комплектующие по оптимальным рыночным ценам;
- поддерживать стандарты качества на закупаемую продукцию;
- строить и развивать взаимовыгодные отношения с поставщиками;
- стандартизировать закупаемую продукцию;
- поддерживать конкурентоспособное положение компании;
- строить гармоничные производственные рабочие отношения;
- минимизировать административные затраты на выполнение закупок;
- применять методику по оценке и переоценке поставщиков;
- проводить оценку эффективности работы с поставщиками 1 раз в полгода.
Стратегии закупок относятся к функциональным стратегиям, однако их формирование должно осуществляться как на корпоративном, так и на оперативном уровне (таблица 4). Стратегии закупок на уровне корпорации в обязательном порядке должны позволять произвести оценку предметных, количественных, качественных, ценовых, территориальных и экономических аспектов закупок.
Такая стратегия определяет непосредственно сам процесс управления закупками и систему взаимоотношений с субъектами закупочной деятельности, связывая в единое целое следующие параметры: гарантию поставок, затраты, риски, взаимосвязи с окружающей средой, взаимосвязи с участниками цепей поставок, сильные стороны закупок, формирующие конкурентные преимущества компании.
Стратегии закупок на корпоративном уровне должны определять позицию и место отдела закупок в организационной структуре предприятия, устанавливать связь со стратегией общекорпоративного развития, этические аспекты снабжения в рамках общей политики в области этики компании, должны разрабатывать общие директивы в отношении базы поставщиков и качества закупаемых материальных ресурсов, формировать бюджеты на закупки и принимать решения, связанные с общей подготовкой и с развитием персонала.
Стратегии закупок на оперативном уровне должны позволять принимать управленческие решения по ключевым областям логистики закупок, которые сопряжены с ценами и источниками поступления внешних ресурсов в организацию.
Таким образом, в стратегическое управление закупками включаются следующие взаимосвязанные элементы:
- стратегическая ориентация на оптимизацию закупочной деятельности, т.е. на создание конкурентных преимуществ за счет повышения эффективности управления поставками (командная работа и обмен информацией, статус управления закупками в организационной среде компании);
- долгосрочное планирование как свидетельство статуса управления закупками и отражение стремления последовательно реализовывать выбранную стратегию (разработка, регулярный пересмотр и согласование со стратегическими целями компании долгосрочного плана по закупкам);
- стратегическое взаимоотношение с поставщиками (совместное стратегическое планирование, согласование целей, бизнес-процессов, инвестиционной деятельности, потребностей конечных потребителей);
- компетенция оценки эффективности управления поставками (контроль деятельности поставщиков с помощью контроля качества, анализа ценностей, управления по целевым издержкам);
- уровень развития организационных способностей (интеграция необходимых ресурсов в области управления закупками, эффективность бизнес-процессов, доступ к новым ресурсам); результаты деятельности компании (изменение результатов деятельности компании в целом).
- Функции и направления деятельности отдела закупок предприятия
- Взаимодействие отдела закупок с другими функциональными подразделениями компании
- Взаимоотношения между сферами менеджмента фирмы при управлении закупками
- Организационное построение службы закупок
- Необходимость и особенности организации службы закупок
- Основные стратегии закупок и их характерные особенности
- Стратегическое управление взаимоотношениями с поставщиками
- Методы выбора поставщика
- Стратегический подход к выбору источников удовлетворения потребностей при организации закупок
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу