Связь технологии и метода

В инструментальном смысле технология является производной от системного применения педагогических методов педагогической деятельности. Целенаправленно выстраивая систему действий, педагог может последовательно инструментовать выбранный путь достижения цели.

С помощью методов на этом пути им делаются определенные технологические шаги, по сути представляющие системно-целевые действия, организованные на базе педагогических средств.

Технологический шаг это профессиональное действие, вызывающее ожидаемую динамику педагогической системы в заранее известном диапазоне. Понятие технологического шага удобно для обо- значения минимально необходимого периода, в котором начинает действовать тот или иной механизм педагогических преобразований, «запущенный» с помощью метода.

В системе педагогического процесса каждый технологический шаг, сделанный на уровне получения конкретного знания, умения, опыта и состояния, формирует предпосылочную основу для перехода к следующему логическому шагу. Следовательно, в образовании понятие технологии связано с определенными профессиональными действиями, осознанно включающими известный и освоенный механизм развертывания логики того или иного педагогического процесса.

От этого  понятия следует отличать термин  который обозначает специфику и уровень исполнения субъектом отдельных видов деятельности (техника письма, чтения, игры на музыкальном инструменте).

Из последовательности технологических шагов выстраивается технологическая цепочка в виде системных действий. Каждому звену (или шагу) этой цепочки соответствует метод, в основе которого лежат уже известные нам компоненты, средства, формы взаимодействия, позиции и приемы.

Таким образом, формируется устойчивая последовательность методов, «разворачивающих» педагогический процесс во времени и пространстве относительно конкретной цели. Здесь намеренно опускается вопрос классификации методов.

С позиций праксеологии важно, что любой метод представляет организационно оформленную систему действий по целесообразному сочетанию субъектов, средств, позиций и приемов, являющихся первичными технологическими компонентами образовательного процесса.

Непрерывность технологического действия может быть обеспечена за счет органической связи результата, полученного на внутреннем плане субъекта с помощью предшествующего технологического шага, со смыслом и содержанием последующих действий.

 

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)