Свойства и функции педагогической деятельности

Все виды педагогической деятельности являются частным случаем проявления педагогического качества, поэтому они объединены общими свойствами, определяющими их потенциал влия-
ния на человека. Вместе с тем есть нечто, в праксеологичсском смысле сближающее педагогическую деятельность со всеми другими «деятельностями».

Скажем, такие общие характеристики, как целенаправленность, предметность, совместность, структурированность, в педагогической деятельности выражены специфическим Образом. В чем же это проявляется?

Специфику целенаправленности педагогической деятельности мы обнаруживаем в ориентации на «созидание в человеке человека». В самом деле, любое подлинно педагогическое действие предпринимается для того, чтобы так или иначе способствовать улучшению человека (системы отношений, условий, в которых он находится).

В этом смысле любая профессия, дающая аналогичные эффекты, приобретает педагогический оттенок. Отсюда вытекает и специфика предмета деятельности педагога. Им являются: человек «на фоне» образовательного процесса в полноте своих проявлений (личность, субъект, индивидуальность); социально-педагогические условия и система отношений, в которых протекает его развитие, обучение, воспитание. В самом общем виде предмет деятельности педагога — это организация жизнедеятельности человека.

Предметная и целевая специфика педагогической деятельности прекрасно отражена во фрагменте, принадлежащем перу нашего современника, замечательного грузинского педагога туманиста Ш.А. Амонашвили: «О чем я мечтаю в канун первого сентября, сидя до глубокой ночи за своим письменным столом?

А вот о чем:

чтобы во всех старших классах школьники держали в руках самую красивую книгу и спешили на самый интересный урок, чтобы студенты всех техникумов, вузов, учащиеся профтехучилищ тоже держали эту же самую красивую книгу и спешили послушать самую интересную лекцию. А предмет, который заключен в этих книгах, о котором говорится на этих интересных уроках и лекциях, я бы назвал так: «Человек — созидатель Человека».

Свойство совместности применительно к педагогической деятельности проявляется двояким образом. Во-первых, это деятельность, объединяющая вокруг проблемы становления челове-
ка разных (по возрасту, социальной принадлежности, уровню образованности и др.) людей. Во-вторых, природа педагогической деятельности требует объединения в системе профессиональ-
ной кооперации, т.е. не конкуренции, не борьбы, а сотрудничества.

По этому поводу у С. И. Гессена есть очень точное замечание:

«Средства, которыми пользуется образование для формирования индивидуума, внушение, соревнование, соперничество, наказания и награды, не достигают своих культурных целей».
Педагогическая деятельность, как и любая другая, обладает структурой. Она может быть выделена по разным основаниям.

С философской точки зрения структуру деятельности образуют субъект труда, предмет труда,
орудия труда, продукт труда. В психологических исследованиях профессиональной деятельности представлены функциональные блоки мотивов, целей, программ деятельности, информационных основ деятельности, принятия решений, деятельностно важных качеств.

В педагогической литературе в деятельности принято выделять мотивы, цель, содержание, операциональную сторону (методы) и результат. Причем специфика педагогического результата заключается в том, что он имеет не только предметную, но и «человеческую» стороны.

Например, педагогическая деятельность тренера имеет две составляющие: обучение тому или иному виду спорта (предметная часть) и воспитание спортсмена (работа с определенными личностными свойствами и проявлениями).

Праксеологическая структура педагогической деятельности складывается из педагогических целей и профессиональных задач; профессиональных действий, процедур, направленных на решение этих задач, а также полученных в итоге результатов и эффектов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)