Свойства и функции педагогической деятельности
Все виды педагогической деятельности являются частным случаем проявления педагогического качества, поэтому они объединены общими свойствами, определяющими их потенциал влия-
ния на человека. Вместе с тем есть нечто, в праксеологичсском смысле сближающее педагогическую деятельность со всеми другими «деятельностями».
Скажем, такие общие характеристики, как целенаправленность, предметность, совместность, структурированность, в педагогической деятельности выражены специфическим Образом. В чем же это проявляется?
В этом смысле любая профессия, дающая аналогичные эффекты, приобретает педагогический оттенок. Отсюда вытекает и специфика предмета деятельности педагога. Им являются: человек «на фоне» образовательного процесса в полноте своих проявлений (личность, субъект, индивидуальность); социально-педагогические условия и система отношений, в которых протекает его развитие, обучение, воспитание. В самом общем виде предмет деятельности педагога — это организация жизнедеятельности человека.
Предметная и целевая специфика педагогической деятельности прекрасно отражена во фрагменте, принадлежащем перу нашего современника, замечательного грузинского педагога туманиста Ш.А. Амонашвили: «О чем я мечтаю в канун первого сентября, сидя до глубокой ночи за своим письменным столом?
А вот о чем:
чтобы во всех старших классах школьники держали в руках самую красивую книгу и спешили на самый интересный урок, чтобы студенты всех техникумов, вузов, учащиеся профтехучилищ тоже держали эту же самую красивую книгу и спешили послушать самую интересную лекцию. А предмет, который заключен в этих книгах, о котором говорится на этих интересных уроках и лекциях, я бы назвал так: «Человек — созидатель Человека».
Свойство совместности применительно к педагогической деятельности проявляется двояким образом. Во-первых, это деятельность, объединяющая вокруг проблемы становления челове-
ка разных (по возрасту, социальной принадлежности, уровню образованности и др.) людей. Во-вторых, природа педагогической деятельности требует объединения в системе профессиональ-
ной кооперации, т.е. не конкуренции, не борьбы, а сотрудничества.
По этому поводу у С. И. Гессена есть очень точное замечание:
«Средства, которыми пользуется образование для формирования индивидуума, внушение, соревнование, соперничество, наказания и награды, не достигают своих культурных целей».
Педагогическая деятельность, как и любая другая, обладает структурой. Она может быть выделена по разным основаниям.
С философской точки зрения структуру деятельности образуют субъект труда, предмет труда,
орудия труда, продукт труда. В психологических исследованиях профессиональной деятельности представлены функциональные блоки мотивов, целей, программ деятельности, информационных основ деятельности, принятия решений, деятельностно важных качеств.
В педагогической литературе в деятельности принято выделять мотивы, цель, содержание, операциональную сторону (методы) и результат. Причем специфика педагогического результата заключается в том, что он имеет не только предметную, но и «человеческую» стороны.
Например, педагогическая деятельность тренера имеет две составляющие: обучение тому или иному виду спорта (предметная часть) и воспитание спортсмена (работа с определенными личностными свойствами и проявлениями).
Праксеологическая структура педагогической деятельности складывается из педагогических целей и профессиональных задач; профессиональных действий, процедур, направленных на решение этих задач, а также полученных в итоге результатов и эффектов.
- Формирование опыта продуктивной деятельности
- О развитии праксеологической продуктивности педагога
- Профессиональная культура и педагогическое мастерство
- Профессионально-педагогическая компетентность
- Квалификация и компетентность педагога
- Праксеологическая коррекция педагогической деятельности
- Праксеологические ошибки педагога
- Проблема выбора в профессиональной деятельности педагога
- Стиль профессионально-педагогической деятельности
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу